-
Рекомендуем - "Нет подходящих публикаций" или
Игорь Косицын
Татьяна Чертова
КАНИКУЛЫ ПРЕЗИДЕНТА
Сон в двух действиях,
с прологом и эпилогом
Авторы
выражают признательность
Андрею Колесникову
и поэту-фронтовику Борису Савченко.
Действующие лица:
П о л и с а д о в Никита Сергеич, юбиляр
Ф е д я, его сын
Н а д е ж д а, его невестка, 30 лет
Б а б а З и н а, странница
П и с а т е л ь, Андрей Иваныч
П р е з и д е н т
ПРОЛОГ
Квартира Писателя. П и с а т е л ь, в распахнутом пальто, кружится по комнате, что-то напевает. Включает проигрыватель. Звучит ария Ленского из сцены дуэли:
«Что день грядущий мне готовит?..
Его мой взор напрасно ловит;
В глубокой тьме таится он!
Нет нужды; прав судьбы закон!
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она?
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный!
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход…»
П и с а т е л ь сбрасывает пальто, развязывает бабочку, «дирижирует».
П и с а т е л ь (напевает). Благословен и день забот, благословен и тьмы приход… (Падает в кресло, наливает вино.)
Звонит телефон. П и с а т е л ь убавляет звук. Ария Ленского звучит еле слышным фоном. Включается автоответчик: «Звоните вы писателю, а зря! В который раз им овладела Муза. Когда освободится – неизвестно. Что вами овладело в этот час?» Слышны гудки, затем – мужской голос: «Андрей, вопрос решен, и с президентом на самолете утречком – в Сибирь».
(Включает громкую связь.) Ну, здравствуй, мой заботливый редактор! Когда бы знал, какой волшебный вечер ты прерываешь прозою своей…
Голос редактора: «Погода дрянь – морозы и метели, советую одеться потеплей».
О чем ты говоришь? Да что морозы! Под белы ручки нас внесут в авто, а после вынесут и снова занесут, разрежут ленточку, подпишут соглашенье, потом фуршет, и мы опять в Москве. Как будто никуда и не летали… (Пьет.) Порой мне кажется, что я стою в себе, перебирая без толку ногами. Так в беспокойном сне усталый конь копытами топочет беспрестанно, и кажется ему – он скачет прочь… Пишу о том, о чем писал вчера, а завтра напишу – о чем сегодня. Чиновники, курьеры, депутаты – не помню ни единого лица; никто не засмеется, не заплачет… Хотя бы раз, и не для протокола, вдруг оказаться, где давно я не был – в кругу живых нетронутых людей! А знаешь, в опере…
Голос редактора: «Давай-ка лучше спать. О лошадях ты мне расскажешь после. Не забывай, о ком ты пишешь книгу, все остальное может подождать».
(Допивает вино.) Пока, пока. (Закрывает глаза, покачивается в кресле.)
Слышны гудки телефона.
(Бормочет.) Морозы и метели… Мне кажется, что я стою в себе… (Прибавляет звук проигрывателя.)
Ленский: «Куда, куда, куда вы удалились, весны моей, весны моей златые дни?..» П и с а т е л ь засыпает.
Затемнение.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната в избе Полисадова. Две двери – слева и справа. Диван. Посредине – стол. За столом возвышается печь.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Н а д е ж д а (суетится у стола). Я обожаю праздники! Приходят веселые и радостные люди, кричат «ура!», танцуют и поют. Вот это понимаю, это – жизнь! А что в тайге? Все молодые годы я слушаю, как завывает вьюга, и воют волки – только и всего.
Над печью раздвигается занавеска. Выглядывает взъерошенный
П о л и с а д о в.
П о л и с а д о в. И что же ты, Надюха, спозаранку все бренькаешь и спать мне не даешь?
Н а д е ж д а (с поклоном). Никита свет Сергеич! Именинник! (Поет.) Хэпи бездей ту ю, хэпи бездей ту ю!..
П о л и с а д о в. Кого-кого? Какого там тую?
Н а д е ж д а. Я с днем рожденья вас хочу поздравить и пожелать…
П о л и с а д о в (сердито). На кой они нужны вот эти самые твои мне дни рожденья? Все, надоело…
Н а д е ж д а. Ну а как же гости?
П о л и с а д о в (садится на печи). Я никого не жду. Подай-ка квас.
Н а д е ж д а подает квас.
У-у, налила! Еще бы сверху села.
Н а д е ж д а (смеется). Да сяду, сяду – в следующий раз!
П о л и с а д о в. Тебе все гости… Помнишь, в прошлом годе стихотворенье приготовил я. А что они? И говорить не буду… А это ж были главные слова! (Декламирует.)
Ты воюй, ты надсаживай жилы,
Только жрать никогда не проси!
Нам внушают на Родине милой,
На прекрасной и доброй Руси!
Надежда аплодирует, утирает глаза.
Что, пробирает? (Грозит пальцем.) Потому что – правда…
Н а д е ж д а. Такое только в книжках и печатать, все плакали тогда бы, как и я… Тарелки все же ставлю я с запасом. Вы, Федя, я… Вдруг кто еще придет.
П о л и с а д о в (с досадой). Живете с Федькой скоро десять лет, но почему за все за это время мнучонка мне спроворить не смогли? Электростанцию он, видите ли, строит, электрик хренов… Дома – как в гостях, ну будто на побывку приезжает. Вот где он бродит в день рожденья мой?
Н а д е ж д а. Да выступлений ваших он боится.
П о л и с а д о в. А что плохого? Ведь не дрянь какая – поэзия! Чего ж тут не понять!
Н а д е ж д а. Сначала-то поэзия, а после? (Подражает Полисадову.) Вы это что же, жрать сюда пришли, иль трепетно внимать моим стихам? Вот так вот, значит, гости дорогие? Надюха! Федька! Где мое ружжо? Пальну разок, чтоб душу отвести!.. (Поднимает воображаемое ружье.) Ба-бах!.. Ты посмотри-ка, не попал…
П о л и с а д о в. Прям забоялся он, бугай здоровый. Да, может, он мнучонка моего какого нянчит вдалеке от дома, а дедушке про то и невдомек…
Н а д е ж д а (изумленно). Какого ж это нянчит он внучонка?
П о л и с а д о в. Да вот какого! Мне откеда знать? (Причитает.) Как повидать, купить ему конфетку? Как поиграться с ним, стишата почитать – про ежика и серого зайчонка?
Н а д е ж д а (всплескивает руками). Да что же вы такое говорите?! Неправда это! Для чего? Зачем? (Всхлипывает.) А Федя ваш, скажу я, между прочим, забился в баню и не кажет нос. И с вашим никаким таким внучонком не нянчится… Ну как же вы могли!
П о л и с а д о в. Когой-то это? От отца родного он прячется? (Актерствует.) Ведь я ж его родил! И вот теперь, на старости годов, и я, и творчество мое противны стали? Проваливайте все, подите прочь! Быть одному – така судьба поэта! (Декламирует.)
А теперь уже я ничего не значу,
Под чужую песню и смеюсь и плачу…
(Прячется за занавеской.)
Входит б а б а З и н а – в снегу, широко расставив руки, переваливаясь с ноги на ногу.
Б а б а З и н а (поет низким голосом).
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет!
Н а д е ж д а. Ой, кто это? Боюсь, боюсь, боюсь!.. (Закрывает лицо руками, выбегает из комнаты.)
Б а б а З и н а. Мир дому вашему! (Снимает одежды.)
Из-за занавески выглядывает П о л и с а д о в.
П о л и с а д о в. Привет тебе, привет! Все странствуешь по свету, Зинаида? Все нет покоя сердцу твоему?
Б а б а З и н а. А у тебя все чинно и покойно. Почто Надежда вышла вся в слезах? Зачем обидел?
П о л и с а д о в (смущенно). Да ее обидишь…
Б а б а З и н а. Жена твоя покойная любила ее как дочь.
П о л и с а д о в. Так ведь и я люблю.
Б а б а З и н а (громко). Надежда, где пропала?
Голос Надежды: «Я иду!» Выходит Н а д е ж д а – в праздничном платье.
(Обнимает Надежду.) Красавица! Но как начепурилась: духи, румяны, серьги с килограмм. Ведь мамкой скоро станешь, а туда же…
Н а д е ж д а. Ах, баба Зина, как вы догадались!
Б а б а З и н а. Что мне гадать. Мы Господа просили…
Н а д е ж д а (в волнении). И день, и ночь!
Б а б а З и н а. Вот и сподобил Он.
П о л и с а д о в. Я не пойму, про что ты там толкуешь?
Б а б а З и н а. Помада, тушь… Ты прочитать попробуй словечки эти наперекосяк: была помада – станет помощь ада, а вместо туши – извернется шут!
Н а д е ж д а. Для праздника старалась приодеться.
Б а б а З и н а. Ты знаешь, как в народе говорят?
П о л и с а д о в (радостно). Коса приплетная и челюсть вставная, фальшивый весь перед и зад! (Слезает с печи, задевая привязанный к потолку колокольчик.)