-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Интерпретация. Важно помнить, что нормальная группа при использовании данной методики — клиническая. Сумма в 110 баллов помещает клиента в 50-й процентиль, — это лица с хронической алкогольной наркотической зависимостью. Среди всех алкоголиков и наркоманов данная группа оценивается как наиболее тяжелая (гамма-категория Джеллинека). Такой средний клиент употреблял наркотики много лет, демонстрирует сильнейшие симптомы абстиненции, у него многочисленные проблемы с законом, он пробовал и бросал в прошлом несколько лечебных программ для наркоманов. Чем выше результат, тем более разрушительны убеждения клиента и тем удаленнее он о выздоровления. Терапевт может использовать методику для опре деления прогресса у клиента, сравнив индивидуальный результат с среднестатистическим на различных стадиях.
Контрольные вопросы
1.Какую роль в лечении зависимостей играет работа с установками
2.Подходит ли эта методика для работы с близкими (родственника ми, членами семьи ) зависимого? Почему?
Приложение 27 1
ТЕСТ АДДИКТИВНЫХ УСТАНОВОК МАКМАЛЛАНА-ГАЙЛХАР
Имя Дата
Поставьте количество баллов соответственно вашим убеждением.
5 — совершенно согласен;
4 — согласен;
3 — нейтрален;
2 — не согласен;
1 — совершенно не согласен.
1 Я не несу ответственности за употребление алкоголя и наркотиков
2.Я могу остановиться при помощи одной только силы воли.
3.Парочка стопок мне только на пользу.
4.Если я не могу остановиться, зачем тогда беспокоиться?
5.Чуть-чуть мне не повредит.
6.Наркотики мне необходимы для того, чтобы повеселиться.
7 Вполне нормально употреблять столько, сколько я принимал в прошлом.
8. К злоупотреблению меня привели негативные чувства (гнев, страх,
печаль и т. д.).
9. Чтобы не чувствовать себя плохо, лучший способ — принять наркотики.
10. Испытывать кайф или опьянение приятно.
11 Я могу справиться с наркотиками лучше, чем другие.
12.Наркотики и спиртное нужны мне, чтобы чувствовать себя более уверенно.
13.Наркотики — хороший способ развеять скуку.
14.Немного самодисциплины — и я смогу избавиться от проблем с наркотиками.
15.Если я достаточно хорошо постараюсь, я смогу себя контролировать.
16. Моя вина втом, что я зависим.
17 Что-то внутри меня берет надо мной верх и заставляет меня прибегнуть к наркотикам.
18.Зависимость — это просто плохая привычка.
19.Внешние катастрофы (потеря работы, уход супруги, госпитализация] заставляют людей пить слишком много и использовать наркотики.
20.Я могу лучше справляться с жизненными трудностями с помощью наркотиков.
21.Употребление спиртного и наркотиков — хороший способ кого-то наказать.
22.Я должен удовлетворять свои желания.
23.От зависимости можно излечиться.
24.Лучший способ избавиться от похмельного синдрома — принять еще наркотиков.
25.Проблемы с выпивкой или наркотиками у меня не настолько серьезные.
26.Я всегда могу предсказать, что не потеряю контроль над собой, приняв наркотик.
27.Я лучше как любовник, когда пьян или принял наркотик.
28.Социальное давление принуждает меня слишком много пить и злоупотреблять наркотиками.
29.Мне нужно спиртное или наркотики, чтобы эмоции не овладевали мной.
30. Я смогу поправиться без посторонней помощи, если буду стараться.
31 Мне нужно выпить или принять наркотик, чтобы чувствовать себя
лучше.
32.Тот, кто много работает, заслуживает немного вина и наркотиков.
33.Использование наркотиков — хороший способ справиться с жизненным стрессом.
34.я должен быть все время счастливым.
35.я не наркоман и не алкоголик.
36. Вы не можете мне сказать о моей зависимости ничего такого, чего бы я не знал.
37 Мы должны получать от жизни все, что нам хочется.
38Опьянение алкоголем или наркотиками открывает настоящую сущность человека.
39Зависимость вызвана психологическими проблемами.
40Лучший способ справиться с проблемами — это не думать* о них.
41 Когда я пьян, я более способен творчески выразить себя.
42В жизни есть более важные вещи, над которыми надо работать, чем моя зависимость.
Рекомендуемая литература
Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 2000. Исакова О. П. Психологические основы профилактики наркозавпсймости. СПб.: КАРО, 2004.
Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспектпресс, 2003. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина и К. С. Лисецкого. М.. Изд-во Института пиххотерапии,2001.
Часть V Психическая саморегуляция
Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый компонент здоровой личности
С. М. Шингаев
Вводные замечания. Под психическим самоуправлением понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления, выполняемую деятельность, собственное поведение, с тем чтобы поддержать или изменить характер их протекания. Психическая саморегуляция (ПСР) направлена на выработку умений и навыков самостоятельно контролировать и регулировать психофизиологическое состояние, дабы повысить эффективность действий, особенно в напряженных ситуациях. Это способствует, в свою очередь, повышению эффективности профессиональной деятельности, укреплению психического здоровья. Таким образом, развитое умение управлять своей психикой и держать ее под контролем расценивается как средство защиты человека от бытовых и профессиональных неурядиц и выступает одним из важнейших признаков душевного здоровья личности.
ПСР включает в себя три основных модуля:
изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;
активное включение представлений и чувственных образов;
использование программирующей и регулирующей роли слова.
Цель занятия. Овладение техникой психической саморегуляции.
Программа занятия. Предлагаемый вариант методики проведения общего курса ПСР, разработанный С. И. Макшановым, является развитием модифицированной версии А. Б. Балунова и позволяет использовать его в самых различных целях: для оптимизации психических функций обучающихся, интенсификации отдыха, коррекции свойств личности. Курс состоит из двух частей — теоретических и практических занятий, проводимых в течение 2-3 месяцев.
Теоретический курс направлен на повышение компетентности! обучающихся и включает следующие темы: сущность ПСР, исторические корни, разновидности, получаемые эффекты, методы, теоретические и методологические аспекты; организационно-методические вопросы проведения курса.
Практический курс состоит из 12 занятий. Их рекомендуется проводить 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия —1ч. Занятия проводятся под руководством тренера, деятельность которого состоит в непосредственном руководстве процессом психосаморегуляции, управлении процессом выработки внушаемых состояний — расслабления, покоя, активизации. При этом учитываются категория обучаемых, их возраст, пол, профессия, цели конкретного занятия. Тренер строит свою работу с обучаемыми дифференцированно, используя различные техники внушающего воздействия и технические средства.
Задача обучаемых — сконцентрировать свое внимание на сеансе ПСР, мобилизации воли, воображения, памяти в требуемом направлении. Обучаемые заняты самонаблюдением, самоанализом и самооценкой вызываемых ощущений. В ходе первых занятий на основе убеждения и внушения формируется чувство осознанной необходимости и потребности управлять собственной психикой. В процессе переживания определенных ощущений (покоя, расслабления, тепла) обучаемый оценивает вызываемые состояния, научается произвольно корректировать силу их проявления.
Содержание занятий
Занятие 1
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45