-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Обновленный Битрикс24: Революция в Управлении Бизнесом" или
27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей
Минимальная (отсутствует)
1 2345678910
Сильная и существенная
28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности
Очень часто
123456789 10
Никогда
29. Интимно-сексуальная жизнь
Неудовлетворительная
1 2345678910
Гармоничная и регулярная
30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде
Очень низкое
12345678910
Высокое
31. Страх и тревога
Присутствуют ежедневно
1 2345678910
Отсутствуют
32. Профессиональная (деловая) поддержка
Отсутствует
12345678910
Высокая
33. Обида или гнев на других
Отсутствует
12345678910
Очень часто
34. Настроение
Почти всегда мрачное
12345678910
Всегда жизнерадостное
35. В трудных жизненных ситуациях
Никогда не теряю надежду на благополучное разрешение ситуации
12345678910
Всегда испытываю растерянность или чувство «безисходности»
36. Внутренние (личные) ресурсы
Чувствую истощенность внутренних резервов
12345678910
Чувствую в себе огромные силы и ресурсы
Ключ
1.Работа 1, 6, 13,15.
2.Личные достижения 2, 25, 26, 30.
3.Здоровье 3,16,17 18.
4.Общение с близкими людьми (друзья, родственники) 4, 5,7, 29.
5.Поддержка (внутренняя и внешняя] 8, 27, 32, 36.
6.Оптимистичность 9, -28, 34, -35.
7.Напряженность 10, 11,12,14.
8.Самоконтроль 19, 20, -21, 23.
9.Негативные эмоции 22, 24, 31, -33.
Обратные вопросы обозначены знаком «-».
Рекомендуемая литература
Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.
Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 1997 С. 3-20.
Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С 405-442.
Элиот Р. С. Мы побеждаем стресс. М., 1996.
Занятие 22. Оценка качества жизни
3. Ф. Дудченко
Вводные замечания. Понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это воспринимается отдельным человеком14
Выделяют следующие составляющие качества жизни:
демографические (работа, уровень дохода, образование и др.);
социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе);
психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутствие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой целей и задач, степень сексуальной активности и т. д.);
физические (работоспособность, мобильность, способность выполнять повседневную работу, обслуживать себя);
духовная жизнь индивидуума.
Можно выделить три подхода к оценке качества жизни:
1.В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни человека, связанных не только с состоянием его здоровья, но и с условиями жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, домашней обстановкой, окружением, социальными условиями.
2.В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с состоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетрудоспособности, инвалидности и др.)
3.Под термином «собственно качество жизни» подразумевается субъективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектах.
Таким образом, оценка качества жизни включает как объективные, так и субъективные показатели.
К первым можно отнести следующие: удовлетворенность бытовыми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансовым положением, возможностью повышения образовательного уровня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социальной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом.
При изучении здоровья работающих используются субъективные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, которые более бережно и внимательно относятся к своему здоровью. Исследования показывают, что субъективные оценки собственного здоровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-технических работников и врачей15.
Для изучения самооценки качества жизни можно использовать опросник, разработанный в Научно-исследовательском центре профилактической медицины (ВНИЦ ПМ; программа ЭСКИЗ — экспертная система коррекции индивидуального здоровья)16. Он включает 15 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Оценка качества здоровья производится с позиций единства физических, психических и социальных составляющих, поэтому используется метод трех шкал — физической, психической и социальной удовлетворенности.
Оцениваются следующие параметры качества жизни:
1.Материальный достаток (общее благосостояние семьи; личный заработок).
2.Жилищные условия (размеры жилой площади; благоустроенность квартиры).
3.Район проживания (климатические, экологические, бытовые условия).
4.Семья.
5.Питание (разнообразие потребляемых продуктов, количество пищи).
6.Сексуальная жизнь.
7.Отдых (сон, физическая активность).
8.Положение в обществе.
9.Работа (отношения с руководителем, отношения с коллегами, профессиональный рост, удовлетворенность своей работой).
10.Духовные потребности.
11.Социальная поддержка.
12.Здоровье родственников (детей, мужа/жены).
13.Состояние своего здоровья.
14.Душевное состояние в последнее время (настроение, характер, переживания, удовлетворенность собой).
15.В целом жизнь (работа, семья, бытовые условия, возможность отдохнуть).
Цель занятия. Овладение методикой по оценке качества жизни.
Оснащение. Листы бумаги А-4; ручка; методика по оценке качества жизни. В данную методику входят: опросник по оценке качества жизни (приложение 22.1), таблица для подсчета результатов (приложение 22.2), образец написания заключения по оценке качества жизни (приложение 22.3).
Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Чтобы ответы можно было измерить количественно, предлагаются шкалы по 100 баллов. 0 баллов означает очень плохое состояние, а 100 баллов — очень хорошее состояние. Обведите цифру, соответствующую вашему состоянию дел. Необходимо отвечать так, как это с вами бывает в типичных случаях, наиболее часто. Старайтесь отвечать искренне.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается средний балл для каждой шкалы (15 шкал) и заносится в таблицу (приложение 22.2). В зависимости от ответа для каждой шкалы выделяется уровень качества жизни:
от 61 до 100 баллов — нормальное качество жизни;
от 31 до 60 баллов — сниженное качество жизни;
от 0 до 30 баллов — низкое качество жизни.
Затем подсчитывается средний балл всех параметров качества жизни, который также заносится в таблицу, после чего выявляется уровень качества жизни в целом.
Полученные результаты оценки качества жизни анализируются, после чего пишется заключение (приложение 22.3).
Контрольные вопросы
1.Что понимают под качеством жизни?
2.Выделите основные составляющие качества жизни.
3.Назовите подходы к оценке качества жизни.
4.Какие показатели позволяют оценить качество жизни?
Приложение 22.1 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
1. Деньги, материальный достаток
1.1. Довольны ли вы благосостоянием вашей семьи
совершенно нет полностью да
1.2. Довольны ли вы своим личным заработком
совершенно нет полностью да
2. Квартира, жилищные условия
2.1 Довольны ли вы размерами жилой площади
совершенно нет полностью да
2-2. Довольны ли вы благоустроенностью квартиры (мебель, бытовые приборы и т. д.]
0_ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
совершенно нет полностью да
3- Экология, быт в районе проживания
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45