-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Чтобы уменьшить левую часть уравнения (снижение уровня бодрствования), необходимо минимизировать все три слагаемые правой части, чему и посвящена методика AT. Уменьшение внешней стимуляции обеспечивается тишиной и затемненностью помещения для занятий. Этому же служит рекомендация обучаемому проводить занятия AT с закрытыми глазами. Ослабление внутренней физиологической стимуляции достигается удобством расположения тела обучаемого в кресле или на кушетке, рекомендациями ослабить стягивающие пояса (ремни, галстуки), не есть плотно перед занятием, но вместе с тем и не быть голодным. И наконец, самой сложной, труднодостижимой задачей при обучении AT является минимизация психологической стимуляции. А достижение данной задачи и есть то главное, чему в конечном счете учит AT
В литературе, посвященной прикладным проблемам этого метода, часто встречаются утверждения о том, что мышечная релаксация «стимулирует», «вскрывает новые резервы», «мобилизует». Это принципиально неверная позиция. Методика Й. Шультца никоим образом не подталкивает обучаемого вмешиваться в естественный ход физиологических процессов. Оно предназначена для того, чтобы -научить сознание человека не мешать своему организму эффективно восстанавливать энергоресурсы (работоспособность) в меру имеющегося у него (у организма) утомления и благоприятности внешних условий.
Первое, с чего следует начать анализ процессов, которые формируют релаксационное состояние, — описание действий, предпринимаемых обучаемым, чтобы расслабить мышцы и минимизировать силы внутренней психологической стимуляции. В число таких действий включаются управление вниманием, проговаривание словесных формул, образные представления. Каждое из них имеет, свои функции в процессе расслабления.
Управление вниманием состоит в его переносе с объектов внешнего мира на телесные (преимущественно мышечные) ощущения, а также в его последовательном переключении с одной части тела на другую. Ведущие функции этого действия:
1.Бодрствование человека во многом поддерживается раздражителями из внешнего мира. Поэтому перенос внимания на мышечные ощущения резко сокращает интенсивность внешней стимуляции и тем самым снижает уровень активации нервной системы и, следовательно, мышечного аппарата.
2.Сосредоточение внимания на отдельном участке тела (например, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность в данном участке, помогает быстрее обнаруживать непроизвольно напряженные группы мышц и расслаблять их. Управление вниманием — центральное психическое действие, вызывающее расслабленность, а точнее — благоприятствующее рефлекторному становлению релаксационного состояния.
Проговаривание словесных формул — это мысленное размеренное повторение очень простых по содержанию фраз. Такое действие чаще всего ассоциируется с понятиями «внушения» и «самовнушения». Именно благодаря проговариванию словесных формул И. Шультц ошибочно обозначил AT методикой самогипноза. С учетом содержательной неопределенности терминов, «внушение» и «гипноз», с учетом отсутствия элементарного единства исследователей в понимании психологических и физиологических механизмов данных феноменов обращение к ним в качестве объяснения при обучении методике AT оказывается нецелесообразным. Как нам представляется, на самом деле главная функция проговаривания заключается в том, чтобы облегчить управление вниманием. Для этого необходимо:
1.Четко указать область тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: «Моя правая рука…»).
2.Напомнить характер ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих («…тяжелая»).
3.«Забить» внутренние помехи к расслаблению: посторонние мысли, образы, переживания.
4.Смягчить выраженность непривычного поначалу «умственного вакуума».
Проговаривание словесных формул по сравнению с управлением вниманием играет в технологии вызывания релаксации второстепенную роль. Это подтверждается тем, что по мере овладения AT (фактически с тренировкой и совершенствованием управляемости внимания) необходимость в словесной поддержке расслабления значительно уменьшается. Человек, обученный приемам AT, не нуждается в «уговаривании» себя, чтобы расслабиться. Он «изнутри» знает, как это делается (по аналогии с произвольными движениями). Вместе с тем, если владеющий методикой AT человек оказывается в состоянии очень сильного эмоционального напряжения (т. е. фактически управляемость его внимания ситуативно снижена), для успешного расслабления ему опять оказываются настоятельно нужны соответствующие команды (словесные формулы).
Задача образного представления в рамках AT состоит в возможно более ярком, красочном и четком мысленном «видении» ситуаций, которые объективно настраивали бы обучаемого на отдых и покой и были бы в его жизненном опыте связаны с переживанием желательных, релаксационных ощущений. Данное психологическое действие также имеет вспомогательный в отношении становления релаксации характер. Во-первых, далеко не все люди способны к ярким образным представлениям. Во-вторых, чем более наглядно и живо может себе представить человек какую-то ситуацию, тем вероятнее, что некоторые ее детали вызовут у него поток ассоциаций, далеких от задач мышечного расслабления.
Итак, благодаря трем описанным психическим действиям (при ведущей роли управления вниманием) в соматических процессах сразу регистрируется общее снижение произвольного и непроизвольного компонентов мышечного тонуса. Самое главное — расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых у данного обучаемого индивидуально повышен по сравнению с остальными мышцами.
В настоящее время доказано, что каждое эмоциональное состояние, любое переживание имеет обязательный набор создающих и подкрепляющих его физиологических изменений. Их перечень весьма широк, но в данном контексте наиболее важно, что всегда появляется специфический «рисунок» повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, обязательно существует и поддерживающий ее «мышечный рисунок». Однако эмоция только тогда имеет адаптивный смысл (и потому сохраняется), когда организм способен ответить поведенческими и физиологическими реакциями, адекватными этой эмоции.
Не получая по какой-либо причине физиологического подкрепления, эмоция затухает. Благодаря этой закономерности открывается один из важнейших путей самовоздействия на психофизиологическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. С точки зрения механизмов AT это означает, что посредством снижения общего мышечного тонуса, при помощи поиска и устранения повышенной напряженности в отдельных группах мышц обучаемый стирает «мышечные рисунки» эмоции, испытывая в результате этого эффект «успокоения». Поскольку такой физиологический механизм наиболее прост, то и обучающиеся AT овладевают им достаточно быстро и успешно.
Как уже говорилось выше, степень бодрствования человека зависит от ряда факторов, а именно от силы внешней и внутренней стимуляции. Проанализируем в этом смысле ситуацию расслабления. Занятие AT проводится, как правило, в затемненном, тихом помещении, в комфортных температурных условиях, глазах обучаемого закрыты. Следовательно, внешняя стимуляция нервной системы сведена к минимуму. Удобное кресло и начавшееся расслабление постепенно устраняют и другой источник активации — поступление обратных импульсов от мышечного аппарата в мозговые структуры. Стиранием «мышечных рисунков» быстро ослабляется накал эмоциональных переживаний. И даже мыслительная деятельность как один из источников активации ограничена тем, что человек повторяет про себя простейшие фразы. Следовательно, и внутренний источник активации также постепенно ослабевает, — бодрствование превращается в легкую дремоту. Самое важное, что на таком фоне рефлекторно происходит перераспределение активации в нервной системе, обозначаемое как «парасимпатическое доминирование». Что это такое?
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45