-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Таким образом, на каждом занятии рассматриваемого курса повторяются упражнения всех предыдущих занятий и вводится одно новое. Благодаря постепенному сокращению числа формул и объединению блоков (например, для ощущения тяжести и тепла) объем текста в основной части процедуры не изменяется на первых пяти занятиях, а затем сокращается. По мере овладения упражнениями словесные формулы становятся излишними.
Восьмое упражнение по содержанию полностью идентично седьмому, но его текстовая часть значительно сокращена. Оно может рассматриваться в качестве переходного от обучающих сеансов к собственно разгрузочным, более коротким и насыщенным музыкой.
По окончании обучения сеансы AT приобретают характер разгрузки. Достаточно кратковременные, насыщенные музыкой, предполагающие показ слайдов, они призваны содействовать снятию эмоциональной напряженности и восстановлению сил при том обязательном условии, что члены группы уже имеют навыки расслабления. Общий смысл содержания разгрузочного занятия заключается в следующих нововведениях:
1.Минимизация учебной и вообще текстовой части занятия. Процедура расслабления может вообще не «озвучиваться» в программе либо обозначаться только основными, опорными словесными формулами.
2.Усиление эмоциональной выразительности музыкального и/или шумового сопровождения сеанса.
3.Стимуляция речью ведущего образных представлений у обучаемых. Целесообразно включение в разгрузочные занятия коротких стихотворных произведений, сначала ситуативного плана (описание природы, отношение к природе), а позднее и надситуативного (высокохудожественное утверждение гуманистических ценностей, осмысление жизненного пути человека, его места в жизни и т. д.). Человек, пребывающий в состоянии релаксации, воспринимает окружение (на слух) более непосредственно и сильно, чем в состоянии бодрствования. Поэтому музыка или стихи многими обучаемыми будут переживаться как особо проникновенные, глубокие, западающие в самую душу, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
Из классического репертуара для включения в успокаивающую часть занятий AT рекомендуются:
Бах. Прелюдия до-мажор, Прелюдия ми-минор.
Моцарт. «Ночная серенада» (ч. 2); Симфония № 40 (ч. 2); Скрипичный концерт соль-мажор (ч. 2); Симфония ля-мажор (ч. 2).
Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль-мажор; Романс для скрипки с оркестром фа-мажор.
Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации 255
Шуберт. «Неоконченная симфония» (ч. 2).
Шуман. «Фантастические пьесы», «Вечером» (Метельницкая, 1979; Schwabe, 1979).
Преимущественно активирующее действие оказывают такие музыкальные произведения:
Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 1); Трио-концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до-мажор (ч. 1).
Брамс. Фортепианный концерт № 2 си-бемоль мажор (ч. 1).
Дворжак. Восьмая симфония (ч. 1).
На занятиях по обучению саморегуляции можно использовать и стихотворные произведения, такие как «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других…» (Беляев, 1968).
Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации
Обучение навыкам саморегуляции может проводиться в различных условиях, наилучшее из которых — специально оборудованный и оформленный «кабинет психологической разгрузки» (Филимонен-ко, Тимофеев, 1991).
В соответствии с данными, приводимыми в научной литературе советского времени, кабинеты психологической разгрузки (КПР) были снабжены нужным оборудованием и успешно работали, например, на одесском заводе «Стройгидравлика», в структуре психофизиологической лаборатории Люберецкого коврового комбината, на Владимирском тракторном заводе, в Самборском районном объединении «Сельхозтехника», на Херсонском судостроительном заводе и в ряде других мест (Сочнева, 1985). Делались также попытки рассчитать экономический эффект от внедрения КПР (Марголин, Чукович, 1983).
Обобщение такого опыта показывает, что оборудование и оформление КПР только как места, где проводятся занятия AT нецелесообразно. Кабинет должен быть таким, чтобы там оказалось удобно вести разнообразную психологическую работу: психодиагностику W консультирование, сеансы мышечной релаксации, занятия социально-психологического тренинга, деловые игры и т. д.
Если говорить только о задаче обучения и использования навыков мышечного расслабления, то весьма желательно иметь в КПР хорошую звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, диапроекторы, систему плавного включения и выключения света. Непосредственно для использования в сеансах релаксации разрабатывались специальные технические устройства.
Так, например, описан прибор и метод для нервно-психической релаксации, предполагающий плавное и незаметное для обучаемого изменение вибрации звука и света, под которые тот должен подстраивать свое дыхание (Мельников, Еникеев, 1978). Первоначально задаваемый ритм вибрации соответствует учащенному дыханию, затем нормальному и, наконец, дыханию спокойно спящего человека. Была даже изложена схема светозвукового релаксатора (Мельников, 1980). Этот прибор воздействует на обучаемого трояко: ритмичной пульсацией световой панели, шумом морского прибоя, звуком метронома (72 удара в минуту). Сообщалось о создании программатора «Оптимист-1» (Алиев, 1984), который делает возможным систему теплового, аудиосветового и электрического воздействия на обучаемого, сопряженную с помощью микроЭВМ с системой магнитной записи. Нетрудно заметить, что во всех этих перечисленных устройствах моделируются монотонные воздействия на различные органы чувств, как это принято в классической методике вызывания гипнотического сна.
Чтобы групповое обучение проходило эффективно, сам ведущий (специалист кабинета психологической разгрузки) должен владеть навыками саморасслабления на уровне достижения эффектов «успокоения» и «восстановления». Подготовка к ведению обучающих занятий может осуществляться самостоятельно, а также с помощью магнитофонных записей обучающих занятий AT Ведущему целесообразно использовать записи для развития и закрепления своих собственных навыков релаксации. Прослушивая их, можно познакомиться с вариантами дикторского исполнения и музыкально-шумового сопровождения занятия.
Однако формы работы других специалистов не следует абсолютизировать: в конечном итоге ведущий должен выбрать такой стиль ведения, который будет максимально соответствовать его опыту, темпераменту и личности как руководителя обучения. Здесь по аналогии с гипнозом можно выделить три типа демонстрируемого отношения ведущего занятия к обучаемым:
1.«Отцовское» отношение: разноплановое подчеркивание своей профессиональной компетентности, уверенность в своей способно-) сти вызвать у обучаемых релаксацию, научить навыкам саморегуляции. При таком типе отношения важно не столько то, чтобы ведущий был таковым, сколько то, чтобы обучаемый его так воспринимал.
2.Партнерское отношение: настойчивое утверждение внутренних, а не гетерогенных источников тех изменений в самоощущениях, которые происходят по ходу релаксации; подробное разъяснение психофизиологических механизмов релаксации; акцент на убеждении и совместном с обучаемыми поиске ответов на встающие при выполнении упражнений вопросы.
3.«Материнское» отношение: демонстрация сочувствия, стремление помочь обучаемым, чуткое реагирование на поведение и со стояние обучаемых.
Все типы отношений в равной мере эффективны при обучен: релаксации. Ведущему важно сначала выбрать тот из них, который наиболее соответствует его возможностям и склонностям, а затем с временем научиться работать и в иных «ролях».
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45