-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Сочнева 3. Г. Опыт работы психогигиенических клубов в Латвийской I ССР // Современные формы и методы организации психогигиеЯ нической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность. Л.: Изд-во ЛГУЛ 1982. С. 52-57
Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Кабинет психологической раз-1 грузки на предприятии // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.
Konig W., G. Di Pol & Schaeffer G. Autogenes Training. Jena, 1979.
Oderich P Lebe ich richtig? (Die Methode des Autogenes Training), i Berlin, 1978.
Schwabe Ch. Regulative musiktherapie. Jena, 1979.
Часть VI
Профессиональное здоровье
Занятие 30. Методика работы
руководителя по обеспечению психического здоровья персонала
С. М. Шингаев
Вводные замечания. Психически здоровым считается человек умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладет профессией, находиться в коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется по влиянием многочисленных внешних факторов — социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, которые бы были абсолютно невосприимчивы к стрессу У каждого имеется свой, индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма ведет к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничны складом характера и хорошим здоровьем психическое или личностное расстройство может появиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Существенными факторами, влияющими на психическое здоровье персонала организации, оказываются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества.
В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления морально-психологического климата в организации. Профессиональное долголетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровьем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.
Цель занятия. Знакомство с методиками, которые необходимо знать руководителю для организации работы по сохранению психического здоровья персонала.
Методики. Изучаются: методика определения состояния психического здоровья персонала; методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье; методика работы руководителя по сохранению психического здоровья сотрудников.
Примечание. Задание выполняется в конкретной организации по согласованию с ее руководством. Работа проводится в том порядке, в котором перечислены изучаемые методики.
Методика определения состояния психического здоровья персонала
Чтобы всесторонне знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, руководитель должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого сотрудника до его прихода в организацию, постоянно быть в курсе его проблем, быть наблюдательным и деликатным. Важно установить доброжелательный контакт и атмосферу доверия.
Одним из методов изучения психического здоровья персонала служит беседа. Задавая вопросы, необходимо постепенно и непринужденно переходить от одного круга проблем к другим и затем сосредоточиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоучений, а также не делать записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем сотрудник раздражается или становится подавленным, нужно тактично прокомментировать это («Я заметил, что это вас расстраивает») и снять эмоциональное напряжение.
В ходе беседы рекомендуется затронуть следующие темы.
1- Семья: состав, жилищные условия, материальное положение, возраст родителей, супруга (супруги), детей, братьев и сестер (если умерли, узнать, какова была причина смерти), их профессии, черты характера, с кем наиболее близок сотрудник, конфликтные отношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. Когда речь идет о распавшейся семье, необходимо выяснить причины случившегося, отношение собеседника к разводу. Также следует понять, как его семья (в первую очередь супруг (супруга)) относится к работе в данной организации.
2. Учеба и трудовой путь: успеваемость, отношения с вузовским товарищами, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины и чем они были вызваны. Какой вуз окончил, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, какую специальность имеет, какие отношения сложились с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Каков! его планы на будущее, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное? В какой мере настрое! на освоение своих обязанностей в организации? 3. Отношения с коллегами: уточнить, каковы предпочтения сотрудника — есть ли у него один близкий друг или компания прията лей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.). Установить причины выбора приятели по сходству увлечений, общности выполняемых задач; для компании в увеселениях и т. п. Являлся ли он членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, на что она ориентирована и какова иерархия власти? Как складываются отношения с лицами противоположного пола, отношения с коллегами по работе?
4. Увлечения: чем сотрудник увлекался в прошлом и чем увлекается сейчас (занятия, требующие кропотливости, аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры, общение со сверстниками, религиозные и философские предпочтения, особые гастрономические пристрастия и т. п.). Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли увлечения родители, каковы были достижения, почему это оказалось в прошлом; нет ли здесь необычного интереса?
5.Нарушения поведения в прошлом: прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, употребление наркотиков (в каком количестве, как часто, в течение какого времени, каковы были последствия этого, имеется ли зависимость), побеги из дома, задержание милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему.
6.Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникали; совершались ли суицидальные попытки, когда, каким был выбранный способ, кому они были адресованы. Если возникают затруднения при ответе на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни, можно предложить наводящие вопросы: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто несправедливо его наказал, где, в каком обществе, с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался. Как ищет выход из подобных ситуаций? Не пребывает ли в настоящее время в какой-либо психотравмирующей ситуации? 7 Перенесенные заболевания и травмы: как они сказались на самочувствии, на учебе, работе и на положении среди коллег. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушение сна, аппетита, настроения. Даже если складывается впечатление, что сотрудник симулирует, стремится имитировать у себя несуществующую болезнь, такое поведение нередко наблюдается у тех, кто имеет определенные психические отклонения, и в этом случае следует рекомендовать ему консультацию у врача.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45