-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Поведенческая регуляция — это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции -& самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие’ социального одобрения (социальной поддержки] со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самоосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции — сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практик чески всегда находится в социальном окружении, его деятельность co-j пряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими] у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности. Не менее важной стороной процесса адаптации оказывается соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации — восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
2. Описание теста и интерпретация результатов
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4 структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Шкалы 2-го, 3-го и 4-го уровней конструктивно связаны между собой. Шкалы 1 -го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам MMPI. В данных методических указаниях рассматриваются только два уровня — 3-й и 4-й, так как для осуществления профессионального психологического отбора (оценки боеспособности) и решения задач психологического сопровождения этих характеристик вполне достаточно.
Обработку результатов целесообразно начинать с 3-го уровня. Для этого необходимо иметь 4 набора ключей, соответствующих шкалам: достоверность, поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), моральная нормативность (МН).
На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать или «да», или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с ключом. Каждое совпадение ответа с ключом оценивается в 1 балл.
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае, если общее количество баллов превышает 10, полученные результаты целесообразно считать необъективными, поскольку испытуемый стремится как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу.
«Сырые» баллы шкал «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» суммируются, что соответствует значению шкалы 4-го уровня «Личностный потенциал адаптации» (ЛАП]. Полученные значения переводятся по таблице в стэны, и определяется группа психического здоровья.
Для получения более подробных сведений о психологических особенностях пострадавших необходимо «сырые» значения шкал 3-го уровня перевести в стэны. При этом следует иметь в виду, что значение в 4-6 станов является средним. Превышение этих значений свидетельствует о высоком развитии данного качества, а более низкие значения — о недостаточном развитии рассматриваемой характеристики. Если отсутствует достаточное количество времени (например, необходимо обследовать большое количество людей в кратчайшие сроки], процедура определения группы психического здоровья на основе оценки личностного потенциала адаптации может быть ускорена. Для этого необходимо иметь 2 комплекта ключей: для шкалы достоверности и для шкалы 4-го уровня, так как шкала 4-го уровня объединяет вопрось( шкал 3-го уровня, что ускоряет обработку результатов, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.
Текст опросника
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
Инструкция.. Сейчас вам будет предложен ряд вопросов, на которые вы должны ответить только «да» (О] или «нет» (х). Вопросы касаются непосредственно вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами, отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлению о самом себе. Если у кого-либо возникнут вопросы, поднимите руку.
1.Бывает, что я сержусь.
2.Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3.Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4.Судьба определенно несправедлива ко мне.
5.Запоры у меня бывают очень редко.
6.Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8.Мне кажется, что меня никто не понимает.
9.Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.
10.Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11.Мне бывает трудно сосредоточиться на какой либо задаче или работе.
12.У меня бывают очень странные и необычные переживания.
13.У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
14.В детстве я одно время совершал мелкие кражи
15.Бывает, у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг
16.Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18.Моя семья относиться с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
19.Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
20.Голова у меня болит часто.
21.Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22.Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
23.Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24.Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
25.Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26.Я человек общительный.
27.Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28.Большую часть времени настроение у меня подавленное.
29.Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30.У меня мало уверенности в себе.
31.Иногда я говорю неправду.
32.Обычно я считаю, что жизнь — стоящая штука.
33.Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
34.Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35.Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
36.Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
37.Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.
38.Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
39.Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
40.Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
41.Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
42.Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
43.Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
44.Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее и ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45