-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
аксиологический: введение человека в мир ценностей, сопровождение и помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации;
деятельностно-творческий: развитие разнообразных способов деятельности, творческих и коммуникативных способностей;
личностный: самопознание, развитие рефлексии, саморегуляции, личностный рост, стремление к самоактуализации;
когнитивный: участник арт-терапии попутно получает знания о человеке как таковом, его эмоциях, темпераменте, стилях взаимодействия и способах реагирования25
Организация арт-терапевтического занятия
1.Оборудование (краски, бумага, материалы и т. д.). Существует ряд требований к качеству и наличию выбора применяемых художественных материалов. Во-первых, их качество должно быть по возможности достаточно высоким, чтобы не снизить ценность работы и ее результат в глазах участника. Во-вторых, учитывая личностные особенности участника и динамику процесса, должны быть широко представлены на выбор краски, карандаши, пастели, мелки, кисти разных размеров, губки, бумага разных форматов и оттенков, глина, пластилин, фольга, текстиль, материалы для коллажей и пр.
2.Помещение. Местом проведения арт-терапевтической работы может быть класс, зал, иное помещение. Главное, чтобы это место и атмосфера в нем смогли обеспечить участнику ощущение надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе, поскольку в процессе работы могут возникать самые разнообразные чувства.
3. Особенности организации группы: численность, состав, статус и пр. Арт-терапевтические занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе. Существуют следующие разновидности арт-терапевтических групп:
о тематически-ориентированная;
о студийная;
о открытая;
о закрытая;
о структурированная;
о неструктурированная.
При проведении арт-терапевтической групповой работы в профессиональной деятельности возможно сочетание различных по форме групп, но с учетом их характерных признаков. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве.
4.Длительность, периодичность. Длительность одного занятия (сессии) — 1,5-2 ч с периодичностью 1 или 2 раза в неделю.
5.Функции арт-терапевта. Арт-терапевт:
о организует занятия, развивающие познавательные и моторные навыки для максимальной реабилитации, делает возможным испытать успех от деятельности и сориентироваться в реальности;
о создает условия для облегчения и побуждения к. самовыражению, общению и социализации, к обретению чувства личной ценности;
о дает возможность обратиться к внутренним творческим способностям для изменения отношения к себе и другим, что способствует ослаблению внутренних и внешних конфликтов;
о создает условия для самопознания и самоисследования, что расширяет диапазон личного творческого опыта;
о создает условия для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения как в группе, так и индивидуально, без принуждения и опасности для участников процесса. Арт-терапевт исследует:
эмоциональное состояние;
физическое здоровье;
способность к коммуникации;
социальное функционирование;
познавательные возможности в процессе обучения;
способность к совместной творческой деятельности. Поскольку в нашей стране не предусмотрена самостоятельная должность арт-терапевта, его функции могут выполнять специалисты, получившие профессиональную подготовку в области психологии, психотерапии, педагогики, а также представители художественных профессией.
6. Общая установка участникам. Отличительные черты арт-тера-певтического занятия — свободное самовыражение в процессе художественной экспрессии, игнорирование эстетической стороны продукта изобразительной деятельности и запрет на любые формы критики и оценочных суждений.
Особенность арт-терапевтического процесса. Основные составляющие арт-терапии представляют собой триаду:
1.Участник (индивид или группа).
2.Арт-терапевт.
3.Изобразительная продукция.
В процессе деятельности между ними возникают сложные прямые и опосредованные отношения. Для — этого арт-терапевт:
создает атмосферу терпимости и безопасности, необходимую членам группы для свободного проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразительной и иных видах деятельности (движение, драматическая импровизация, речевая экспрессия и т. д.);
организует и структурирует их деятельность, определяя основные правила их поведения, а в случае необходимости — распределяя роли и предлагая определенные темы и материалы для работы;
оказывает фасилитирующее воздействие, устанавливая с членами группы эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувствами, образами и мыслями, используя как вербальную, так и невербальную коммуникацию; • формирует определенные ролевые модели, в том числе связанные с процессом художественной экспрессии, непосредственно участвуя в изобразительной и иных видах деятельности наравне с членами группы;
• воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными способами коммуникации;
• обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы, чтобы прояснить мотивы и цели их действий, используя в случае необходимости определенные методы ограничения (как, например, в случае проявления агрессивных или деструктивных тенденций), а также оказывая при необходимости некоторым из них дополнительную эмоциональную поддержку;
• регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимодействие или совместные действия;
• в определенной мере регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы уровень их коммуникации (уровень отношений, переносов и т. д.), предлагая группе те или иные формы и методы работы;
• проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе, как в процессе изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.
Арт-терапевтический подход к интерпретации рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя элементы такого анализа присутствуют. Интерпретация сопровождается обратной вербальной связью, и диагностика предполагает рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира. По словам Р Гудман, арт-терапия дает человеку возможность одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса, рефлексировать над своим травматическим опытом, переводя информацию о нем с эмоционального на когнитивный уровень. Участник должен иметь возможность рассказать о своей работе так, как он этого хочет26
Ниже приводятся инструкции по технике обсуждения изобразительного материала, которые отражают суть арт-терапевтического обсуждения.
Арт-терапевту следует:
Попросить участника прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы, персонажи.
Попросить участника описать свою работу (или отдельные элементы изображения) от первого лица, по возможности построить диалоги между отдельными частями работы, чем бы те ни являлись. Если участник затрудняется в обозначении той или иной части изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение. При этом следует спросить участника, насколько оно представляется ему верным. Верность подобного объяснения проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям участника.
Попросить участника сфокусировать свое внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, он сможет что-либо осознать. Следует учесть, однако, что цвета в одних случаях отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45