-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Помочь участнику осознать связь между высказываниями об изобразительной работе с его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из его жизни отражено в работе. Участник, возможно, будет не готов принять предложенные арт-тера-певтом объяснения.
Просить участника рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.
Предоставить участнику возможность работать в удобном для него темпе, сознавая при этом, что он будет изображать то, что готов изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых он готов. Позволить участнику почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.
Выделять в работах наиболее устойчивые темы и образы. Со временем участник будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы.
Арт-терапевт должен фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания участника, использовать эти наблюдения в дальнейшем обсуждении. Предметом наблюдения со стороны арт терапевта является возможное сильное напряжение участника в процессе обсуждения. В этом случае его внимание необходимо переключить на другую тему.
Структура занятия. Как правило, арт-терапевтическое занятие складывается из трех этапов:
введение, или «разогрев»;
основная часть;
заключительный этап.
Указанные ниже этапы названы условно и могут варьировать в зависимости от цели, темы, темпа работы участников. Примерное содержание упражнений для каждого этапа приведено в приложении 32.1.
Введение и настрой. «Разогрев». Задача настройки на творчество состоит в подготовке участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Арт-терапевт на этом этапе объясняет основные правила поведения в ходе арт-терапевти-ческой работы, ее характер, цели и задачи. Он объясняет, что не требуется создавать произведение искусств, а важно использовать индивидуальный стиль. Также он уточняет, что задача арт-терапии состоит не в том, чтобы сделать участника процесса художником, а чтобы активизировать творческие способности, возбудить у него активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.
Для разогрева используются различные игры, виды физической активности, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Дополнительная актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений достигается включением в процесс элементов музыкальной, танцевально-двигательной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Рекомендуется использовать малознакомые музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягкой ритмикой без словесного текста, которые принимаются всеми присутствующими.
Разработка темы. Индивидуальная изобразительная работа. Выбор темы и последующая разработка определяется группой. Арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, в некоторых случаях они предлагаются самими участниками группы. После выбора темы участники приступают к ее раскрытию с помощью изобразительных средств. В это время работа происходит молча, преждевременные оценки нежелательны. Те, кто завершил работу раньше остальных участников, могут рассмотреть свое произведение, попить чаю, отдохнуть. Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, однако немало и таких, которые требуют парной или коллективной работы. В этом случае допускается та или иная степень вербального взаимодействия.
Заключительный этап. Вербализация и рефлексивный анализ. На этом этапе каждый участник показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о своих эмоциях, ассоциациях, которые возникли на этапе изобразительной деятельности, что улучшает психологическое самочувствие и помогает освободиться от внутренних психологических проблем. При этом, как правило, остальные участники воздерживаются от комментариев и оценок, но могут задавать вопросы, направленные на уточнение содержания работы, мыслей и переживания. Для усиления эффекта терапии участникам следует постараться описать созданные ими образы в виде рассказа, сказки, стихотворении или проиллюстрировать их с помощью музыкальных произведений, движений. В завершение занятия арт-терапевт может суммировать общий итог, подчеркнув положительные стороны, и поблагодарить участников за работу.
Контрольные вопросы
1.Какие научные представления послужили теоретической базой арт-терапии?
2.Перечислите основные направления в арт-терапии.
3.Раскройте особенности организации арт-терапевтической работы.
4.Каковы функции арт-терапевта?
5.Какие требования предъявляются к работе арт-терапевта?
6.Назовите этапы и элементы арт-терапевтического занятия.
Приложение 32.1 УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ
Далее предлагается примерное содержание упражнений, или техник, рекомендуемых для проведения занятий по арт-терапии, цель которых — поддержание психологического здоровья профессионалов.
Упражнения для настроя на занятие. Эти упражнения предполагают не только освоение разных изобразительных материалов и способов работы, но и служат проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на образ
ное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности.
1.«Каракули». Основное содержание этого упражнения — позволить карандашу или мелку двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге», в результате которой может возникнуть нечто осмысленное.
2.«Вырезанные формы». Участнику предлагается начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
3.«Восковая живопись». На листе бумаги с помощью свечи создается какое-либо изображение. Затем поверхность покрывается водорастворимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.
4.«Рисунок на свободную тему». Каждый рисует что-нибудь в течение 15-20 мин, затем показывает свой рисунок группе и рассказывает о нем то, что захочет. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.
5.«Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, а пользуясь только рисунком.
6.«Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цветом разные понятия, например: эмоции (горе, печаль, страх, радость, покой); этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление); типы людей.
Упражнения для проведения основной части занятия. Эти упражнения могут быть сведены в 5 групп в зависимости от целей арт-терапевтической работы, проводимой с данным участником или с группой.
Техники, направленные на формирование образов «Я», «Я и другие», «Я и мы»
1 «Реалистический автопортрет». Предлагается нарисовать или вылепить себя, обращая внимание на детали. Возможные варианты этого упражнения: автопортрет за 2 минуты, изображение себя с закрытыми глазами (одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует).
2.«Образный автопортрет». Изображение своего впечатления о себе самом или своих ощущениях от себя. Варианты: рисунок самого себя, каким видят человека окружающие; рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; образно-метафорическое изображение себя с использованием любых материалов.
3.«Автопортрет-шарж» Изображение себя с преувеличением наиболее характерных особенностей.
4.«Осознание ролей». Предлагается изобразить себя в своем профессиональном амплуа, в семье, хобби и т. д. Варианты: изображение себя как сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны Я участника; изображение на внешних гранях бумажной коробки своих ролей, а на внутренней поверхности — своих ценностей и увлечений, друзей, а также прочих важных вещей.
Техники, направленные на определение граней своего Я
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45