-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
Валерий Прозоров
« ОБЫЧАЙ МУДРОСТИ ХРАНЯ…»
О ТЮЗе Киселева
Саратов 1999
К 80-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО В МИРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Д Е Т С К О Г О Т Е А Т Р А
Оглавление
1. Вступление: «Хорошо! Хорошо!»
2. На улице Счастливой
3. Искусство компромисса
4. Династии зрителей
5. Дом, который построил мастер
6. «Студия — святое время!»
7. Групповой портрет
8. «Алеша Пешков»
9. Волга…Саратов…ТЮЗ
10. Виктор Розов и другие
11. «Классика помогает держать форму»
12. Ю.П. и детский театр
13. Три театра в одном
14. Особый репертуар
15. Травести
16. «Колбаска, Боцман и другие»
17. «Маленький лорд Фаунтлерой»
18. Заветная идея
19. Репетиции
20. Годы молодые
21. Война
22. «Городу нужен тюз…»
23. Новая эпоха
24. «Быть, а не казаться»
25. «И тьма отступит?»
26. «Требуются энтузиасты»
27. «Трудный вопрос»
28. Мир все равно прекрасен»
29. «Аварийное состояние»
30. «Отклик на боль душевную»
31. «Когда же мы, наконец, поумнеем?»
32. «Детства нельзя отменить»
Эту книгу заслуженный деятель науки Российской Федерации, зав.кафедрой общего
литературоведения и журналистики, профессор Саратовского университета В.В.Прозоров
посвятил уникальному явлению отечественной культуры – Саратовскому Академическому Театру
Юного Зрителя, которым на протяжении 53-х лет бессменно руководил народный артист СССР,
лауреат Государственных премий СССР и РСФСР ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ КИСЕЛЕВ (1914 –
1996). Многоголосо и многообъемно воссоздан образ выдающегося режиссера и организатора
тюзовского дела – на фоне коллективного портрета его современников, учеников, соратников.
Настоящее издание посвящается 80-летию первого в мире профессионального Детского Театра.
Ты счастлив: ты свой домик малый,
Обычай мудрости храня,
От злых забот и лени вялой
Застраховал, как от огня.
А.С. ПУШКИН
—
— Вступление: Хорошо! Хорошо!
—
— Хорошо! Хорошо!..
Молодец!..
Отлично!
Но не так!
Совсем не так!..
Попробуй еще раз…
Начали!
Так, так!
Молодец! Это совсем другое дело!
Хорошо, хорошо…
Ну что ты будешь делать?!
Все не так!!!
Стоп!
Ты ведь этим, деточка, не живешь!
А я тебе говорю: не живешь!!
Давай подумаем вместе…
Представь себе …
Да нет, я не про это! Я совсем про другое…
Пойми, мы обязаны быть внятными. Приблизительность не наш удел.
Ясность – вежливость королей … и актеров!
Иначе – к чему в с ё ?!
Пробуем еще раз! Та же сцена …
Хорошо! Хорошо!!..
Так, так!
Стоп …
И новые пробы, показы, взлеты, срывы, проходы, пробеги …
Из зала – на сцену …
Со сцены – на привычное режиссерское место …
Во всяком своем возрасте подтянутый, стройный, стремительный, в буквальном смысле
слова легкий на подъем, он умел и убедительно рассказывать, и – по-актерски экономно и
зажигательно – показывать, заражать своим проникновенным пониманием и чувством …
Чувством роли, сцены, эпизода…
Эта книга – про человека, который создал ТЕАТР ИМЕНИ СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ. И более
полувека был с этим театром неразлучен.
Про главное дело его жизни, определяемое коротким словом
Т Ю З …
С детских лет мне все казалось, что слово это не сокращенное, но цельнокроенное. Звучное.
Вопреки правилам, на конце, быть может, и не оглушаемое даже, но жужжащее себе, как пчела:
тюз – з – з …
Слово озорное, подразнивающее, увертливое: юркнет и скроется …
Такой вот паровозик с присвистом.
Забавный тюбик, с которым тебя приглашают играть и из которого при легком касании
явится радуга волшебных красок, завораживающе-ярких…
А кончится праздник, испарится – и останется добрая тень приятных впечатлений…
В ряду других советских новообразований тюз — слово живое, легко дышащее, не
рассыпающееся, само по себе …
Тюз,
тюза,
тюзу,
в тюзе,
тюзовский …
Привилось слово, укоренилось, осталось.
Сами энтузиасты-первопроходцы тюзовского движения спустя десятилетия признавались:
для них это слово – не просто синоним «театра», но нечто значительно большее и особенное.
Это было открытием, равновеликим открытию новой планеты. И не где-нибудь в бесконечной
вселенской дали, а здесь, совсем рядом, под боком, в нашем привычном мире.
На этой планете кипела молодая жизнь, исповедовались свои законы истины и красоты,
обитали прежде почти неведомые искусству, беспокойные, пронзительно-чуткие зрители.
Тюз – не просто новое название нового театра. Тюз – союз людей, призванных живой
мыслью, прочным сплавом идей:
Т Е А Т Р — Д Е Т Я М
Тюз – обыкновенное чудо.
Рассказывают, что еще в довоенные годы, в эпоху папанинцев и челюскинцев, страстные
поклонники детского театра, повзрослев, овладев морскими профессиями и участвуя в
географических экспедициях, нанесли на карту открытый ими в неведомых краях приток
какой-то реки и нарекли его Тюзовским… Ау, приток!
Для моего поколения т ю з — такое же привычное уху понятие, как
ш к о л а,
к и н о,
б и б л и о т е к а ,
п а р к (культуры и отдыха),
с т а д и о н,
м у з е й,
в у з … т ю з …
Теперь, когда нет с нами человека, о котором написана эта книга, его детище, его театр
называется так:
Т Ю З К И С Е Л Е В А.
Два полноправных и навсегда воссоединенных слова.
Попробуем только сказать иначе, расшифровав сокращение, и тут же запутаемся в
несуразных, на первый взгляд, сочетаниях:
Театр Юного Зрителя Киселева.
Зритель Киселева? Юный зритель – Киселев? Театр Киселева?
Никакой несуразицы.
Все – правда.
И о ней – эта книга.
Книга о народном артисте СССР Юрии Петровиче Киселеве (далее – Ю.П.). Она соткана из
голосов очень разных людей, хорошо, близко знавших Ю.П., из записей его собственных
устных рассказов о себе и о своем времени, из его архивных бумаг, из личных впечатлений
автора этих строк о Ю.П. и его театре. Пользуюсь случаем, чтобы выразить сердечную
признательность всем, кто поделился своими воспоминаниями о Ю.П. и его тюзе.
Эта книга – про то, как жил-был в Саратове тюзовский дом, как было уютно и весело в нем,
как дом этот радовал и удивлял …
Про время далекое и близкое…
Про Хозяина этого дома, про его театральных ровесников, детей, внуков, правнуков…
Про настоящее и будущее Саратовского тюза, а значит – и про его зрителей. И это, может
быть, самое главное, из-за чего и для кого написана эта книга.
ТЕАТР ИМЕНИ СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ …
Больше нет таких знаменательных привязок в названиях театров. Драма – она и есть драма,
потому как в ней спокон веку драмы разыгрываются и представляются. На все лады и вкусы.
Оперетта – стало быть, место в ней опереттам и есть, а не операм и балету. Кукольный –
значит, с куклами неразлучный, иначе не бывает…
А т ю з? Театр, носящий имя своего зрителя.
И в этом назначение театра.
Этим выделен, подчеркнут, особо озвучен повышенный, обостренный интерес к зрителю,
любовь к зрителю, уважение к нему. К тем, кто следит за афишей. Ищет встречи со своим
театром. Кто ежедневно заполняет зал. Чье дыхание живо ощущает сцена. Для кого живут,
работают, страдают, умирают, снова подымаются и идут в неравный бой, в бесстрашную
схватку со злом и напастями этого мира преданные своему делу и своему дому талантливые
люди.
Меняются времена, с ними меняется и зритель.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45