-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
гримуборные, удобные служебные помещения. Глаз зрителей радовать – новая мебель, новые
интерьеры в фойе… Театр обрел новое дыхание, чуть лихорадочное, но зато подымающее
настроение. А настроение в театре – полдела. Другие полдела – достойное признание.
Достойное имени и дара Ю.П.!
Давно не выезжали на гастроли? Отмирает сама практика гастрольных поездок? Как бы не
так! Денег нет?
Денег нет, но гастроли будут. Нужное найдем, достанем, добудем, выищем, умудримся
сделать…
И смотришь, нашел, достал, добыл, выискал… Все, как решил, так и получилось. Где
совсем было трудно, нужные люди помогли, спасибо им! Где и им становилось тяжело, он сам
напрягался до предела.
И такое со стороны чувство, что пределы эти не показаны…
Возобновились гастрольные поездки тюза. В Ригу! В Загреб! В Шибеник! Куда еще? В
Варшаву? Будет вам и Варшава. В Индию? В Грецию? В Африку? Все возможно. Потому что
(вот оно – без чего все остальное – суета сует) тюз Киселева этого достоин. Театр
реалистического режиссерского рисунка, психологической достоверности, и одновременно –
театр ярких красочных и комических представлений – для детей и взрослых, – посмотрим, как
его станут принимать за рубежом?!
А прием был горячий.
Много добрых слов нашлось у зарубежных коллег в адрес саратовского коллектива…
Вот одно только – из большого хора голосов: «Гастроли Саратовского тюза с комедией
А.Н.Островского «Женитьба Белугина» в постановке Юрия Киселева продемонстрировали
верность традиции и отход от нее. Все это сделано намеренно, чтобы ярче и точнее передать
сложный спектр эмоций. Приближение к карикатуре опасно, и действие идет на самой границе
пародии, но нигде не переходит этой грани. Комедия в результате сохранена в своей
первозданности и остается необычайно современной. Зрители увидели спектакль, который
нелегко забыть» (Вечерний лист – Загреб – 1997, 20 июня)…
Ю.П. был рад, что рядом с ним на склоне лет и в новых, переворотившихся
обстоятельствах российской жизни – такой директор. Они понимали друг друга. Пусть не с
полуслова: все-таки очень большая возрастная дистанция. Но сближал темперамент, жадный до
жизни, внушающий веру в свое дело…
Ю.П. везло на преданных театру людей, на тех, кто не в состоянии был отделить свою
собственную судьбу от тюзовской. И Ю.П. знал цену этим людям…
Саратовский театр юного зрителя с военных еще лет начинали они строить вместе с
Вадимом Ивановичем Давыдовым.
Каким был Давыдов? Все тюзовские старожилы единодушны: человек открытый,
общительный, веселый, жизнерадостный, обходительный, щедрый, компанейский…Одет с
иголочки. Как говорят в театре, умел нести костюм. Любимец женщин… Очень мягкий. Никто
не запомнил его в гневе или даже в сильном раздражении… Студийцев тюзовских нежно
опекал.
С Ю.П. они были не разлей вода. Помогали друг другу в общем деле, душу отводили в
мирных беседах. Случалось подсказками-советами делились, бывая друг у друга на репетициях.
Давыдов – режиссер неуемной фантазии, импровизатор. Очень любил работать с
многочисленными травести. Блистательно ставил сказки. Сколько их было, настоящих его
удач! Саратовские театралы вспоминают с превеликим удовольствием его «Умные вещи»,
«Конька-горбунка», «Приключения Чиполлино», «Звездного мальчика», «Королевство кривых
зеркал», «Волынщика из Стракониц»… И конечно же, до сей поры украшающий тюзовский
репертуар «Аленький цветочек». Николай Павлович Акимов приезжал из Ленинграда смотреть
этот спектакль.
Работы свои на слух проверял. Сядет в зале на прогоне спиной к сцене и чутко
прислушивается к интонационному постановочному движению… Сам был превосходным
актером и других учил точной и острой характерности. Неистощим на выдумки, на розыгрыши.
Запомнили, как красиво и заразительно умел он смеяться. Все вокруг светлело…
После Саратова Вадим Иванович возглавил только что открытый тюз в Волгограде…
По особому теплеют глаза моих театральных собеседников, когда заходит речь о главном
художнике тюза Николае Александровиче Архангельском.
— Целая тюзовская эпоха!
— Настоящий русский интеллигент… Тихая совесть театра…
— Никогда ни с какими группировками внутри театра не имел дела.
— Во всем жил по совести. Нигде не сфальшивил…
— Архангел!
— И работал тихо, ненавязчиво, не выпячивая себя, работал на совесть.
— Ничего ни у кого не просил. Ни о ком – ни единого дурного слова.
— Всегда на помощь придет. Рубашку последнюю снимет.
— Бессребренник… Хочу уплатить ему за превосходно сделанную афишу, а он в ответ:
«Ты с ума сошел!» – и уходит из кабинета (это реплика Мазаева).
— Превосходный театральный художник-подвижник.
— Все свободное время — в театре. Ничего не делалось без его надзора. Наравне с юными
своими помощниками елозил на необъятных задниках и рисовал вместе с ними свои
замечательные веточки и сказочные звездочки…
— Суперпрофессионал! Огромная мощь и изобретательность!!
— Потеря несказанная… Все это почувствовали…
— Такого больше не будет…
«Юрий Петрович обладал уникальным даром коллекционировать яркие творческие
личности, — рассказывает давний тюзовский поклонник, инженер Алексей Герасимов. —
Замечателен его союз с удивительным театральным композитором Евгением Павловичем
Каменоградским. Наверное, я лучше других знаю об этом, так как сын Евгения Павловича и
Веры Александровны Каменоградских Никита – мой лучший друг (все десять лет школы мы
сидели за одной партой), а семья Каменоградских была вторым моим родным домом.
Музыка Каменоградского несла свет, приподнятость, романтический порыв… Наивысшие
достижения тюза 1940-60-х годов связаны с воплощением на сцене русской и зарубежной
классики режиссером Киселевым в содружестве с композитором. Многие музыкальные
произведения Евгения Павловича рождались прямо у меня на глазах, так что я видел и слышал,
как режиссерский замысел претворялся в звуки музыки, а позже, уже на спектаклях, ощущал
это единение постановщика и композитора. Оба стремились к тому, чтобы благодаря им
прежде всего расцвел талант актера.
Одна из последних совместных работ Киселева и Каменоградского «Иркутская история»
Арбузова. Этот спектакль Саратовского тюза мне нравился больше, чем знаменитая
постановка Вахтанговского театра. Евгений Павлович написал замечательную музыку к
«Иркутской истории»: сразу вспоминаю дивный «Свадебный вальс», задорное «Шествие с
подарками» и трагический хорал. А какие чудеса звучания были достигнуты скромными
хоровыми возможностями артистов благодаря их расстановке в кулисах, оркестровой яме и на
лестнице, идущей вниз – в кульминационных моментах спектакля хор звучал мощно и
торжественно (хормейстер Вера Александровна Каменоградская).
Хочу упомянуть, что мой папа, известный саратовский хирург Николай Васильевич
Герасимов, очень любил этот спектакль и смотрел его несколько раз. Кстати, Ю.П.Киселев и
Н.В.Герасимов одновременно получили высокое звание «Почетный гражданин Саратова». Они
очень ценили и уважали друг друга.»
Киселев – Давыдов – Архангельский – Каменоградский…По точному слову Мазаева, это
был «могучий квартет». Друг друга понимали с полуслова. Каждый на своем месте незаменим.
Полная взаимное доверие. Атмосфера сотворчества.
О Ю.П. в театре все говорят с в е т л о и с т р о г о – «по праву памяти живой»…
Своими воспоминаниями делится гример Саратовского тюза Алла Адинскова:
«Мои воспоминания о Киселеве? Признаться, я сперва боялась уподобиться крыловской
Моське – мемуары «Мои встречи со Слоном». А потом подумала: да разве Юрий Петрович
был серым, неуклюжим и толстокожим? Вот уж нет!
Нашу первую встречу помню прекрасно. Я тогда только начинала работать в бутафорском
цехе. Всей командой что-то клеим… Вошел пожилой мужчина – прямая спина, откинутая назад
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45