-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
Не живой строительный кирпичик головоломной и многоуровневой режиссерской
постройки, не одушевленная деталь оригинального мизансценического решения, а актер…
Ау, актер! Отзовись!
Ю.П. был со своим актером честен: ты, деточка, даешь, сколько можешь дать – на
пределе, без дураков; плохо получается – старайся; стараешься – не выходит?! – я помогу
– давай думать и пробовать вместе; опять не получается? – помогу еще раз, буду
помогать, сколько надо! – все равно не выходит? Ну тут уж, деточка, на себя пеняй:
другого вводить будем…
Снова – 18 декабря 1997 года:
Собственно говоря, тюзом Киселева театр стал не
год назад, а почти полвека тому назад.
Про дорогу к дому, где может и должно быть по-
нимание и согласие, про тоску о доме, про обрете-
ние настоящего дома, где душе хорошо, ладно, — про
это все или почти все значительные работы Юрия
Петровича.
«Алеша Пешков» – об этом спектакле он неизмен-
но вспоминал с большой любовью. Это был один из
его по-настоящему задавшихся первенцев на сара-
товской сцене…
Алеша Пешков
Ю.П.рассказывал: «Алеша Пешков» очень мне дорог. По-особому. Дорог пришедшим
вместе с этим спектаклем широким всесоюзным признанием. Дорог первыми почетными
наградами. И первыми, а потому особо памятными московскими гастролями нашего
тюза…
Премьера состоялась в театральный сезон 1950-51 годов, шесть с небольшим лет спустя
после переезда моего в Саратов. К этому времени, к чести театра, сложилась у нас
превосходная труппа, которой по плечу были крупные художественные открытия (спустя
десятилетия эту эпоху в истории Саратовского тюза назовут поистине золотой – В.П.).
Автобиографическая повесть М.Горького, по моему глубокому убеждению, — одна из
самых проникновенных его вещей. Она отмечена предельной искренностью и болью.
Здесь запеклось много пережитого и выстраданного автором.
Драматизмом своим, жестким и одновременно лирическим, повесть словно бы
предрасполагала к инсценировке. Самая большая сложность заключалась в том, что
написана она от первого лица. Играть главного героя, который в то же время является
рассказчиком-повествователем? Выходит, что центральная роль здесь не только самая
важная, но и самая неподъемная и неблагодарная. Надо сразу сказать: успех нашего
спектакля – в огромной мере заслуга великолепной и неповторимой актрисы-травести
Серафимы Алексеевны Фоминой. Какой это был живой, привлекательный, обаятельный
Алеша!
Замечу не без грусти, что предельно строгая к себе, предельно взыскательная Серафима
Фомина, едва достигнув сорокалетия, сколько мы ее ни уговаривали, оставила сцену,
решив, что больше для детей (а это действительно было ее удивительным призванием)
играть она уже, как прежде, не сумеет… Роль Алеши Пешкова осталась самой любимой ее
работой. В маленьком, хрупком, по видимости слабом пареньке, только начинавшем свой
трудный путь в этой жизни, Фомина сумела открыть недюжинную душевную силу.
Да, немало отличных актеров занято было в этом спектакле. Зинаида Михайловна
Чернова играла бабушку Алеши Пешкова. Истинно русская женщина, что называется, из
народа, она сумела сыграть свою роль колоритно, трогательно, достоверно, надежно… А
дед Каширин – мудрейший наш и всеми любимый Василий Никифорович Начинкин!
Незаменимый Начинкин… Долгое время он работал со Слоновым, выступал в известных
театральных труппах страны, мог стать украшением любого самого признанного
коллектива. Наш Каширин – дед с искалеченной, но незаурядной натурой, сильный,
крупный характер… Прекрасные были братья Каширины – Александр Щеголев и Василий
Ермолаев… Настоящий актерский ансамбль сложился. Но даже в таком блистательном
ряду выделялся самозабвенный Цыганок, которого сыграл выпускник нашей тюзовской
студии, неизменный любимец публики Алексей Быстряков. Впереди будут еще встречи
зрителей с его Гамлетом, Ромео, Олегом Кошевым, Алексеем Маресьевым. Но Цыганок,
открытый, зажигательный, кроткий Цыганок, пожалуй, останется лучшей его ролью…
Материал пьесы был мне очень близок и оттого, что сам я – нижегородский, в детстве и
юности на «о» говорил, корни мои – отсюда, среда примерно та же. Веяло родным,
домашним.
И это был дополнительный источник вдохновения…»
Елена Росс вспоминает: «Были мы с Юрием Петровичем в Нижнем. Пришли в музей
Каширина, он вел меня по этому домику так трогательно, как будто сам он здесь родился и
жил, в этих комнатах, в этом дворике… Все было ему до боли, поразительно узнаваемо, до
мелочей, дорогих и бесценных».
Ю.П.: «В Нижний Новгород (тогда уже Горький) командировали художника
Архангельского. Он там сделал превосходные пейзажные и бытовые зарисовки с натуры,
фотоснимки. Вкусом он обладал великолепным. Бытовые реалии в спектакле, декорации,
костюмы – все было в высшей степени компетентно и профессионально…
Всего за полтора месяца подготовили мы «Алешу Пешкова». Спектакль, по мнению
признанных знатоков и многочисленных зрителей, удался на славу. И слава нас настигла.
Столичные гастроли проходили на сцене моего родного Камерного театра, который в силу
превратности судьбы теперь назывался Пушкинским, на Тверском бульваре. Сцена,
незнакомая для моих актеров. А спектакль ко времени гастролей очень слабо еще был
обкатан. Масса сопутствующих гастролям передряг и неурядиц. Нервы у всех – на
пределе…
И успех! Меня буквально окрылила та необычайно высокая оценка, которую дал нашей
работе один из моих учителей, Леонид Львович Лукьянов, режиссер Камерного театра,
человек по природе своей предельно сдержанный, не многословный, не падкий на
комплименты и неумеренные похвалы… А уже после гастролей, в Москве, на коллегии
Комитета по делам искусств, в присутствии и при участии авторитетных театроведов и
критиков решено было выдвинуть нас на Сталинскую премию, которая позже стала
называться Государственной премией СССР. Тюзовцам из провинции получить ее – все
равно, что верблюду сквозь игольное ушко пролезть. Это было по тем временам очень
высоким и почетным признанием!»
Много лет спустя после триумфального «Алеши Пешкова», в день 75-летия Ю.П., его
ученик и полный тезка Ю.П.Ошеров рассказывал, как с детства был влюблен в тюз, и самое
яркое, самое сильное его впечатление – спектакль «Алеша Пешков»: «Смотрел его десятки
раз! Все уже знал наперед, но шел каждый раз, ожидая чуда и опасаясь: произойдет ли оно
сегодня. И происходило! Всякий раз по-своему! Мощное потрясение, на всю жизнь его
запомнил».
Вновь возвращаюсь к вечеру памяти:
Триумф «Рыжика» – проникновенного, озор-
ного и очень грустного «Рыжика» с его тревожным,
захватывающим темпоритмом и голосом Михаила
Ульянова, предварявшим и открывавшим спектакль,
с актерскими удачами Светланы Лаврентьевой и
Юрия Ошерова…
О Юрии Ошерове здесь надо сказать отдельно. Мы только что слышали, как его,
крохотного еще мальчугана, тюз буквально заворожил еще в детстве.
Ошеров – один из верных учеников Ю.П. Он его преемник. Главным режиссером
Саратовского тюза Ю.П. сделал его еще при жизни.
Их разделяло три десятка лет. Ошеров пришел в тюз из студии. Он вспоминает: «На
первом курсе мы сдавали одиночные этюды. Я показывал этюд: мальчик на коньках
крючком цепляется за автомобиль, выезжает на асфальт, падает и разбивает себе нос. При
всем курсе Киселев разбирает этюд: «Замечательно поработал, молодец. Вот я, старый
театральный волк, даже не заметил, когда он ухитрился на щеке кровь себе подмазать.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45