-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
владеет тоска о счастье, но никто из них счастья не знает, как человек становится
источником несчастья для другого человека независимо от своей воли, совсем этого не
желая… Каждый живет внутри себя. «Виноватых нет, но всем друг от друга больно, и
никто никому ничем помочь не может»… Глубокие, волнующие откровения большого
ученого (известного сегодня всему гуманитарному миру), как нельзя, были кстати…
А Евграф Иванович Покусаев! На официальной сдаче воодушевленно и смело защитил
он тюзовского «Недоросля», когда над премьерой этого необычного спектакля сгустились
мрачные тучи. Сказал свое веское, доказательное, весело-озорное слово. Сказал так, что
после него дрогнули, отступили четкие ряды стражей идеологического порядка… Ю.П.
потом с великим удовольствием и благодарностью вспоминал это на филфаке университета
в одну из годовщин памяти замечательного ученого-педагога…
Устойчив был всегда студенческий интерес к тюзу.
В 1960-е годы естественным образом родилась даже потребность в
общеуниверситетском (а стал он общегородским!) кружке театральных рецензентов.
Инициатор, руководитель, душа этого объединения друзей театра – доцент
Покусаевской кафедры Татьяна Владимировна Ошарова.
Стройная система специальных занятий при тюзе, посещение спектаклей, публичное их
обсуждение, жаркие споры и диспуты, посвященные тюзовским премьерам, участие в этих
встречах Ю.П., очередного режиссера Владимира Федосеева, заведующей литчастью,
выпускницы университетского филфака Ирины Горелик, актеров тюза…
Живое дело, востребованное многими студентами разных лет.
Зрительскую, в том числе и студенческую поддержку тюз особенно ощутил, когда
вынужден был в конце 1970-х – начале 1980-х годов, при явном бездействии властей, и, как
казалось, бессрочно странствовать в тревожную пору сильно затянувшегося ремонта
театрального здания. Приходилось выступать и на сценах окраинных домов культуры, не
приспособленных для работы профессионалов. Но зрительные залы и там не пустовали.
Помню, как наши студенты-филологи ездили в дальний Клуб авиастроителей на «Сцены
у Пушкинского дома», чтоб только поддержать своих, как приглашали на встречи с
коллективом филфака режиссера и его актеров, как вдохновенно выступали перед
филологами Ю.П., Елена Росс, Юрий Ошеров, Григорий Цинман, как сильно волновала
всех нас судьба тюзовского кочевья…
Ю.П. высоко ценил профессиональную и моральную поддержку, которую получал его
театр от саратовских ученых-гуманитариев Павла Андреевича Бугаенко, Евгении
Андреевны Петровой, Евгении Павловны Никитиной, Аллы Александровны Жук, Галины
Николаевны Антоновой…
С неизменным сочувствием и дружеской расположенностью размышлял о режиссерском
почерке Ю.П., о векторах тюзовского движения, об удачах и промахах любимого им театра
доктор искусствоведения Яков Исаакович Явчуновский.
Доброжелательными рецензиями встречают премьеры тюза Гера Владимировна
Макаровская, Наталия Михайловна Пьянова, Елена Генриховна Елина, Ирина Михайловна
Гуткина, Юрий Николаевич Борисов.
Из бесед с Ю.П. родилась книга Станислава Орленко «Театр моей жизни»,
посвященная трём датам: 80-летию со дня рождения Ю.П., 60-летию его творческой
деятельности и 50-летию художественного руководства Саратовским тюзом…
А совсем недавно осуществилась ещё одна идея Ю.П. — при тюзе создан филиал
филфака университета. Цель его — подготовка студентов в рамках театральной специализации.
Разработан учебный план, определены основные исполнители — ведущие спецкурсов и
практикумов. В их числе и коренные тюзовцы Григорий Цинман и Тамара Лыкова — ученики
Ю.П.
Помню, как представляя меня первокурсникам нового тюзовско-консерваторского
набора /я начинал читать им курс истории русской литературы/, Ю.П. сказал так: «Спасибо
университету! Его педагоги всегда отзывались на наши просьбы и обращения, отзывались
дружески, щедро и с удивительно полной и искренней готовностью нас понять и нам
помочь…»
Ю.П. очень дорожил этими добрыми отношениями. Так же, как и все, кто тянулся к нему
и хотел быть ему и его делу полезен…
Театр Киселева — в самом центре Саратова. Его местопребывание заметное и удобное:
пересечение Кировского проспекта и Вольской улицы. В двух шагах от этого угла.
И новое здание театра, давно строящееся, — в квадрате, образуемом Вольской, Большой
Казачьей, Чапаевской и улицей Киселева — по счастью — рядом со старым зданием театра, рукой
от него подать… Тюзовский зал вмещает примерно 520-540 человек. И всякий раз очень трудно
приходится администрации в дни юбилеев, бенефисов, торжеств,премьер. Мест всегда
оказывается значительно меньше, чем желанных для театра гостей… и в годовщину памяти
Ю.П. сюда смогли попасть далеко не все, кто по велению души хотел бы быть в этот вечер в
тюзе Киселева…
В тюзе Киселева радуются и печалятся,
пробуют друг друга понять и страдают от
непонимания, признаются в любви и, увы,
расстаются. Все, как в семье, среди родных
и близких. Тюз Киселева возвращает нам это
понимание родства и близости друг к другу…
С чего начинается режиссер? С выбора своей
пьесы, своего автора. За полвека работы на этой
сцене Юрий Петрович много ставил современных
нам и нашему веку драматургов…
Виктор Розов и другие
Ю.П. отдавал предпочтение драматургическим произведениям с отчетливо
ощущаемыми причинно-следственными связями и переходами, с ясно обозначенными
сюжетными превращениями, с прозрачной как морское дно — вот оно, рукой подать, а
нырнёшь — не достанешь -, глубиной психологических мотивировок.
Ю.П. сторонился игривой вычурности. Был режиссёром доказательным. Любил
оправданную неожиданность. Умел примирять законы человеческого сердца с
последовательно чётким режиссёрским рисунком…
Соответствие своим творческим интересам и потребностям нашёл он в Викторе Розове:
«Вокруг нашего театра сложился актив драматургов, постоянно с нами
сотрудничающих: Исидор Шток и Александра Бруштейн, Н.Шестаков и П.Маляревский,
другие известные, заслуженные имена… Много сил отдаём мы и работе с местными и
начинающими авторами… Именно в работе с нашим театром родился как драматург хороший
детский писатель Юрий Сотник, а наш спектакль по пьесе актёра из Башкирии Григория
Акулова «Сказ о времени далёком и близком» был удостоен Государственной премии РСФСР…
Но особое значение в обретении Саратовским тюзом своего лица сыграла давняя и
крепкая дружба с Виктором Розовым, все пьесы которого, за исключением одной, были
поставлены на сцене нашего театра».
О своей дружбе с Ю.П. вспоминает Виктор Розов /запись этого рассказа сделана М.Ю.
Киселевой/:
«Не берусь точно вспомнить год и месяц моего знакомства с Юрием Петровичем.
Прежде летом любил я с женой и с кем-нибудь из детей на теплоходе плыть по Волге от
Москвы до Астрахани или до Ростова — на — Дону. Теплоход долго стоял в Саратове, и это для
меня было очень приятно. Приятно, потому что была возможность встретиться с Юрием
Петровичем. А он всегда готовил к нашему приезду приятные сюрпризы.
Помню, приплываем однажды на теплоходе. Он говорит: «Скорее в лодку! Едем на ту
сторону Волги, наловим рыбы — быть ухе!» Переплываем Волгу (а она в этих местах
широченная!), находим уютный заливчик, закидываем удочки. Рыбы тогда было
предостаточно. Тут же котелок, костёр, варится уха… Пир! Такое на всю жизнь запоминается».
Елена Росс: «Виктор Сергеевич здесь немного неточен. Удочек они в тот день не
закидывали. Когда Розовы и мы с Киселевым подплывали на лодке к острову, уха уже кипела
во всю. Всё приготовили и ждали нас Николай Александрович Архангельский, Вадим
Иванович Давыдов и художник Олег Иванович Уразов.
Что касается Розова, то отношения между ним и Киселевым были поистине
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45