-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
Это манера игры Художественного театра: она основана на принципах, которые исповедовала
вся классическая литература, а лучше всех выразил Пушкин: «Истина страстей и
правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах»… Сколько было и сколько
сейчас в Саратовском театре юного зрителя прекрасных актёров! И ведь это всё в основном
воспитанники Юрия Петровича. А сочетание режиссёрского и педагогического таланта —
явление не частое…»
Один из театральных критиков Саратова уже в наше время заметит , что по сути дела в
шестидесятые годы театр Киселева отстаивал принципы «социализма с человеческим лицом»…
Тюз этого открыто не декларировал, но своей репертуарной политикой и режиссерским
прочтением вo многом подтверждал верность свободному художественному исследованию
жизни. И розовская драматургия пришлась здесь впору.
+++
Ю.П. бережно хранил память о своих авторах и часто по разным поводам любил о них
рассказывать.
А рассказчиком Ю.П. был отменным.. Он говорил значительно, весомо, обстоятельно и как-то
по-особому полновесно. Подробности, детали, малозаметные, на первый взгляд, частности
обретали в его темпераментном интонационно-смысловом изложении необычайную
уместность, убедительность, всеобъемлющую привлекательность.
В неизменно приподнятом состоянии духа, охотно и благодарно вспоминал Ю.П.
прожитое, своих наставников и сверстников, замечательных людей, с которыми сводила
судьба. Особенно тех, кто поддерживал славу детского театра.
Сохранились в его бумагах краткие предварительные наброски-планы этих рассказов. Вот
некоторые только отрывки, по которым он легко воссоздавал целое:
О.Д.Форш и И.А.Груздев.
Писательский дом на канале Грибоедова.
Вольнодумие 0.Д.
Моё опоздание и едкое замечание 0.Д. о поразительном русском легкомыслии и
необязательности, смягчённое комплиментом о самородке.
Подробный разговор об инсценировке «Алеша Пешков».
Блокада Ленинграда /собака Груздева/…
О.Д. с сочувствием и симпатией — о М.М.Зошенко.
Евгений Львович Шварц.
«Снежная королева», «Два клёна», «Повесть о супругах».
В эвакуации в Кирове. Голодный.
В Ленинграде. Блестящий юмор. Моя застенчивость. Жалостливое, но критическое
осуждение провинциализма.
Непоставленные «Дракон» и «Голый король».
Самуил Яковлевич Маршак.
«Двенадцать месяцев». Постановочные сложности и их преодоление …
Визит к Маршаку на квартиру у Курского вокзала.
Поданное пальто.
( Тут нужен комментарий: Ю.П. на всю жизнь запомнил этот маршаковский жест
любезности и гостеприимства. Когда пришла пора уходить и Ю.П. с Маршаком вышли в
прихожую, Самуил Яковлевич совершенно неожиданно, с почтением подал пальто
своему гостю. Ю.П. это очень смутило: разность в возрасте! Заметив стеснительную
неловкость гостя, хозяин добродушно изрек: «Только лакей стесняется подать пальто
своему гостю». Ю.П. много раз сам удивлял и смущал молодых театральных визитёров,
на прощание самолично и с видимой охотой подавая им пальто).
Исидор Владимирович Шток.
«Дом №5», «Осада Лейдена», «Летчики не умирают».
Актёр /школа Театра Революции/. Красавец. Жизнелюб.
Женат на цыганке. Продолжительное знакомство.
Алексей Николаевич Арбузов.
«Иркутская история». Трио: Быстряков, Митясов, Строганова. Художник Лапшин.
«Таня». «Воспоминание».
Встречи в Арбузовым. Особенно запомнившаяся в Париже на Всемирном
Театральном Конгрессе ЮНЕСКО за год до Афганской войны. Предчувствие
исторических катастроф.
У него на квартире в Москве.
Рыцарь сцены. Обаятельный, добрый, милый человек.
Игорь Филиппович Мироненко.
«Рыжик», «Вечный муж». Верный и надёжный друг.
Виктор Сергеевич Розов.
Дружба на всю жизнь. От «Страницы жизни» — до «Кабанчика» .
Первое личное знакомство. В монастыре. Грудной сын Сергей /ныне режиссёр/.
Как в «Балладе о солдате».
Учился в Театре Революции, у Бабановой. Война. Тяжелое ранение. Церковь во
Владимире. Доходяга, спасённый и рожденный вторично. Н.И.Сац, сама после
сталинских лагерей, приютила в Алма-Ате в качестве режиссера… Робкий дебют в
Центральном Детском Театре — «Её друзья». Поддержка Погодина — «В добрый час!»
Успех «В поисках радости». Самый репертуарный и любимый автор многих / в
особенности юношеских/ театров.
Встречи в Москве, Саратове, Сочи, Мюнхене, Лондоне… Дочь Таня — актриса
МХАТ. Жена Надежда Варфоломеевна.
Член нашей семьи. Почётный член нашего тюзовского коллектива.
Сохранились заметки о М.А.Светлове, А.Я.Бруштейн, В.О.Мушинском /Оскарове/,
А.М.Володине, Л.Закошанской и др. Записи по необходимости предельно сжатые, и
приведены здесь некоторые из них для того, чтоб не только представить очень неполный
круг и характер знакомств Ю.П., но и понять, как организованно, требовательно относился
он к своей памяти и ответственно вычерчивал схемы-маршруты будущих рассказов о
дорогих ему людях.
«Классика помогает держать форму»
В тюзе Киселева нашла прочную прописку
Русская и мировая классика.
Всем памятны «Три сестры», «Мальчики» по
Ф.М.Достоевскому, недавняя «Женитьба Белугина…
Рецензент спектакля по пьесе А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева «Женитьба
Белугина», профессор Саратовского университета А.А.Жук писала в январе 1991 года:
«Мне кажется большим достоинством театра, когда он подчиняется логике
собственных художественных интересов, ни на кого не оглядываясь и не
«подравниваясь».
Превосходно представив когда-то один из первых в стране мюзиклов по
классическому произведению /это было воспринято как вопиющая дерзость/, сегодня,
когда в театрах поголовно все литературные герои из школьной программы выходят к
зрителю на руках и распевая под фонограмму, тюз «просто» ставит Островского —
потому, что так ему нужно…Хорошо, что Ю.П. Киселев и его артисты, доверившись
мудрости Островского, создали этот добрый, умный спектакль о том, как важно
разглядеть, найти человека и в себе, и в ближнем».
Юрий Петрович однажды сказал: «Классика помогает
актеру держать форму, играть на пределе, быть по-нас-
тоящему строгим к себе». А я бы к этому добавил, что и
нам, зрителям, классика повелевает быть умнее, мудрее,
быть более чуткими к этой жизни, к тем, кто – рядом…
«Человек есть тайна», — Юрий Петрович часто вспоминал
слова юного Федора Достоевского из письма его к брату
Михаилу. Достоевского Юрий Петрович ставил с вдохно-
вением и с особой строгостью к себе. И неизменно в его
спектаклях звенела пронзительная нота. Ее лучше всего
можно передать известными словами из «Братьев Карама-
зовых»: «Господа, мы скоро расстанемся. И хотя бы мы
были заняты самыми важными делами, достигли почестей
или впали бы в какое великое несчастье – все равно не забы-
вайте никогда, как нам было здесь хорошо, всем сообща,
соединенным таким хорошим и добрым чувством, которое
и нас сделало на это время любви нашей к бедному мальчику,
может быть, лучшими, чем мы есть на самом деле…
После этих слов объявляю:
Федор Михайлович Достоевский, отрывок из спектакля
Юрия Петровича Киселева «Вечный муж».
Мне довелось смотреть этот спектакль не один раз, это была заметная и крепкая
работа Ю.П. Он сам необычайно дорожил ею…
Обманутый муж настойчиво, с таинственным упорством ищет встреч со счастливым,
самоуверенным, преуспевающим и неприступным в гордыне любовником своей покойной
жены. Причина раздора, душевного надлома /вот он — тюзовский в самом точном и высоком
смысле! — режиссёрский акцент/ — больной истерзанный ребёнок…
У каждого на этом свете — своя правда и боль. И своя неправота. ..
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45