-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
С болью писал об этом на страницах «Литературной газеты» режиссер Марк
Розовский: «Сегодня мы живём в обстановке внехудожественного террора, который нам
учинила бульварщина всех жанров и видов – от элементарного похабства до мудрёного
«стеба»; чепуха вдруг оказалась востребованной, а городить чепуху сделалось выгодным шоу-
бизнесом… Конец XX века происходит под всепобеждающий поп-реквием старому доброму
искусству, в котором человека можно было пожалеть, человеку можно было посочувствовать.
Признаемся: театр начал сдавать свою политую кровью, потом и слезами сцену всякой
«бодяге» — этими заменителями и живем».
Но если такое массово-зрелищное и элитарно-пошлое искусство притупляет
естественность чувств, приучает бестрепетно воспринимать нечеловеческие злодеяния и
страдания, то… нужно этому сопротивляться, нужны преграды, препоны, запруды.
Запруды — запреты?
Но сладок запретный плод…
Что же тогда остается делать?
Искусству мозгодробительному надо во что бы то ни стало противопоставить
зажигательное, захватывающее, завораживающе доброе представление.
Доброе — значит не смакующее ни единого пакостно-жестокого эпизода.
Доброе — значит духоподъёмное, возвышающее и очищающее человеческую душу,
смягчающее нравы и взывающее к милосердию…
Ю.П. знал дорогу и имел ключ к такому доброму искусству для детей.
Первое, что не берётся при этом в расчет и чем Ю.П. всегда был озабочен, это
необходимость особого репертуара в театрах, обращенных к детству, отрочеству и юности.
Особый репертуар
Детский /как и всякий другой/ театр начинается с пьес, хороших и разных. Репертуар
же, как подтверждает давний тюзовский опыт, складывается из трёх основных составляющих.
Во-первых, это оригинальные пьесы, написанные в расчете на реальное тюзовское
осуществление; это новая, специально детская, подростковая или юношеская драматургия,
которая, к сожалению, в последние годы идёт на убыль.
Во-вторых, это инсценировки литературно-художественных и фольклорных текстов
разного достоинства, представляющих непосредственный интерес для тюзовской аудитории.
В-третьих, это вполне взрослый репертуар, но по-особому осваиваемый детским
театром — в расчете на своего постоянного зрителя.
Кстати, по поводу взрослого тюзовского репертуара в своё время спорили и
утверждали, что не дело детского театра ставить на своей сцене «Гамлета», «Короля Лира» или
«Вишнёвый сад». Тюз, мол, тогда лишается специфики, изменяет собственной природе,
особому назначению.
Подобные укоры в свой адрес приходилось слышать и Ю.П. Но он в этом отношении
был неуступчив: именно тюзу дано развивать вкусы юной публики и делать это, опираясь на
вершинные достижения отечественной и мировой культуры! Тюзам показана лучшая
«взрослая» драматургия.Во что бы то ни стало. Но вот подход к ней — это отдельный разговор.
И отбор — тоже.
Ю.П. устремлен был к тому, чтобы классические пьесы и инсценировки по мотивам
признанных литературных шедевров обращены были к важнейшей тюзовской сверхзадаче — к
проблеме становления недоросля, юноши, молодого человека, к пробуждению его
нравственных сил, его духовного потенциала.
Вот почему Саратовский тюз так пристально и пристрастно вчитывался в «Доходное
место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Банкрота» и «Женитьбу Бальзаминова»
А.Н.Островского, в чеховских «Трёх сестёр» и «Чайку», в инсценировки по «Обыкновенной
истории», «Униженным и оскробленным», «Братьям Карамазовым», «Капитанской дочке»,
«Недорослю», «Барышне-крестьянке», «Лавке древностей»…
Разборчив был Ю.П. и в отношении к современным «взрослым» пьесам. Так,
театральная критика не раз /в былые годы — со скрытым порицанием, в нынешние времена — с
запоздалой похвалой/ замечала, как старательно уходил он от так называемого политического
театра, от модных производственных пьес, от псевдонародных комедийных поделок.
В саратовской областной молодёжной газете, в статье, посвященной 70-летию тюза,
Елена Елина и Юрий Борисов справедливо писали: «Современная общественная, театральная и
литературная ситуация подтолкнула многие театры на постановку острых, злободневных, но
не всегда органичных для театра произведений. С уважением нужно отнестись к Саратовскому
тюзу, который не спешит ставить «Плаху», «Детей Арбата» или «Белые одежды».
Антисталинская тема, понимаемая сегодня как тема борьбы с насилием, жестокостью,
беззаконием, как провозглашение интереса к личности, к чести, совести и. достоинству чело-
века, как декларирование внутренней свободы звучит в нашем театре уже много лет — вне
зависимости от политической или художественной конъюнктуры».
Для Ю.П. было интересно и в классической, и в современной, и во взрослой, и в детской
пьесе разглядеть, усмотреть то, как незаметно происходит возрастание человеческого в
молодом герое, как юная душа исподволь раскрывается навстречу жизни, отзывается на чужую
боль…
Более или менее целесообразное, гармоничное сочетание трёх обозначенных выше
репертуарных «блоков» и определяет тюзовскую афишу.
Но и этого еще очень мало для полноценной театральной стратегии. Надо и все три
возрастные особенности тюзовской аудитории учесть. Для самых маленьких — от 5-7 — до 8-10
лет. Для средних — от 10-12 до 14-15 лет. Для старших — от 15-16 лет и… Да, возрастные
пределы тюзу Киселева не показаны… Надо ставить так, чтоб одновременно было бы
интересно и главному тюзовскому — юному — зрителю, и его старшим братьям, и родителям, и
учителям. Чтоб сценическое действие тоже могло их захватить, увлечь, по-своему, иначе.
Чтоб было о чем потом, в антракте или после спектакля, поделиться со своими детьми…
Невероятно трудная для детского театра забота — работать навырост . И счастлив тюз, с
неизменным успехом решающий такую задачу,..
Более полувека на сцене Саратовского тюза любимый многими поколениями зрителей
«Аленький цветочек»…
“Аленький цветочек”
Взращен он был в 1948 году сподвижником Ю.П. Вадимом Давыдовым.
Счастливое тогда сложилось у Давыдова содружество с художником Архангельским и
композитором Каменоградским.
Пьеса по мотивам сказки, которую давным-давно поведал миру Сергей Тимофеевич
Аксаков…
В разные годы спектакль этот трижды обновлялся, но с афиши тюза не сходил никогда.
Один из редчайших примеров репертуарного долголетия.
Ю.П. вспоминал: «Сказка — верный спутник тюза. В 1948 году наш театр создал
спектакль, которым мы по сей день гордимся. Удивительный сплав добротной драматургии,
поистине волшебной сценографии, точного музыкального рисунка…
Николай Александрович Архангельский владел тайнами сцены. Он умел создавать
предельно приближенное к режиссерской сверхзадаче, поразительно впечатляющее зрителя и
максимально удобное для актеров сценическое пространство, определявшее весь действенный
колорит спектакля, его ритм… Сколько волшебств напридумано в этом спектакле!
Поразительное дело, к каким только головоломным фокусам и небывальщине ни
попривыкли наши юные зрители, а приходя на «Аленький», они с удивительным постоянством
и изумлением реагируют на давно придуманные чудеса… Магия театра!
Сказка — ложь? Но вознаграждёние добро — ведь это неизбывная и тайная человеческая
мечта.
Мудрая сила сказки обращает к лучшему, чем одарила нас природа…
Было одно время сильное желание списатъ этот спектакль: всё-таки слишком уж
рискованно предлагать спустя десятилетья старинную постановочную культуру. Но не дали
нам этого сделать зрители: столько посыпалось настойчивых, слёзных просьб и убедительных
заявок от старых и малых, что решено было поставить «Аленький цветочек» на капитальный
ремонт, и вот он вновь живет, пробуждает великодушие, сострадание, любовь к ближнему.
Новые времена — новые зрители. Сказка жива»…
Сколько превосходных актерских работ было за долгую сценическую историю этого
тюзовского спектакля! Аленушку в разные годы играли Валентина Ермакова, Надежда
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45