-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
Шляпникова, Лариса Рауткина, Татьяна Шкрабак, Вера Беляева, Марина Полозова, Людмила
Иванникова, Елена Вовненко…
Ю.П. охотно и с подъёмом говорил о работе своих друзей и сподвижников, об их удачах
и обретениях, не отделяя их побед от своего успеха. Общий дом – общее дело — общая
гордость…
На своём долгом тюзовском веку он поставил много спектаклей о детях и для детей.
Всегда старался быть со своим зрителем внятным и, я бы ещё добавил, этически предельно
опрятным.
Избыток оптимизма?
Чрезмерность светлых мажорных тонов?
Успокоительное благополучие финальных решений?
Случалось.
Во имя духовного здоровья. Так он считал. В таком ключе работал с учениками и
коллегами.
+++
В большой тюзовской актёрской семье Ю.П. был особенно неравнодушен к амплуа
Травести
Это тоже отдельная тема, верность которой художественный руководитель
Саратовского тюза сохранял постоянно, не взирая на капризы изменчивой театральной моды.
У Ю.П. в этом вопросе было немало оппонентов. Он часто приводил взвешенно —
доказательные, обстоятельные доводы в пользу непременного, как он полагал, тюзовского
амплуа.
Диалог складывался по такому примерно сценарию:
Оппоненты. Сперва — необходимая справка: кто такие травести? что это за амплуа и
откуда оно взялось в театре?
Ю.П. Тут мы, вероятно, будем вполне единодушны?! Амплуа давнее. Сперва это были
с виду субтильные, молодые актрисы, которым доверялись второстепенные роли детей во
взрослых спектаклях: девочек, мальчиков, подростков, юношей. Часто речь шла о ролях,
требовавших переодеваний в мужской костюм…
Оппоненты. А потом повсеместно народившиеся тюзы принялись нещадно, изо всех
сил эксплуатировать это актёрское амплуа. Взрослые тёти принимались изображать из себя
примерных малышек или пионеров — сорванцов, весело приплясывали, прихлопывали,
припевали, беспечно и озорно носились по сцене, суетились и пришепётывали. Этакие бойкие
великовозрастные воплощения неугомонного азарта, всезнайства или прилежного послушания.
Так ведь? Разве это неправда?
Ю.П. В ваших едких оценках правда смешана с неправедным задором. Сознательно или
невольно, но это так.
Оппоненты. Вы уверены?
Ю.П. Давайте разберемся: действительно, актрисы-травести оказались очень нужны
новому театральному искусству для детей. Это неоспоримо?
Оппоненты. Да, в своё время…
Ю.П. Они убедительно представляли на сцене детскую драматургию, детские
характеры и судьбы, детскую психологию. Истина конкретна: вспомним Валентину
Сперантову, Лидию Князеву… Какой уровень мастерства!
Откровенно слабые пьесы, актерские штампы и стереотипы, а именно о них вы
говорите, — это совсем другая тема.
Оппоненты, Но тема эта, согласитесь, как бы срослась с травести. Само амплуа с
начала тюзовского движения густо обросло штампами и стереотипами.
Ю.П. Я хорошо знаком был со знаменитым актером, педагогом, одним из создателей
Ленинградского тюза Леонидом Федоровичем Макарьевым. Тем для общения у нас,
разумеется, было много. Касались мы и амплуа травести. Так вот, мой почтенный, глубоко
эрудированный и мудрый собеседник вспоминал прославленную питерскую травести Клавдию
Васильевну Пугачеву. Она была первой или, как говорил Макарьев, первейшей среди
создательниц этого по сути дела нового амплуа. Решилась сложнейшая задача детского театра.
В чём она заключалась? От актрисы требовалось уже не простое переодевание в мужской кос-
тюм, как это бывало прежде в старом театре. От актрисы .ждали теперь перевоплощения,
органичного, творчески смелого, глубокого.
Герои Капы Пугачевой стали неожиданно близкими юному зрителю. Герои эти были
достоверны и полноценны. Строгий, придирчивый зритель им верил, забывая о вероятном
«обмане»…
Оппоненты. Но вы говорите о давно прошедших временах. Вы говорите о первых
тюзовских опытах и пробах. Всё это вчерашний день театральной эстетики. Сегодня этот тип
актеров и актрис неизбежно исчезает.
В век кино и телевидения неестественно, слишком уж неэстетично, когда взрослые
женщины старательно играют на сцене детей. Исчезает как раз та самая достоверность, о
которой вы говорите. Разрушаются контакты со зрителем. Рожается фальшь.
Ю.П. Я с этим абсолютно не согласен. Сама природа театрального искусства условна.
В основе театральной игры всегда — перевоплощение, метаморфоза, трансформация. Отчего же
именно этому преображению дети могут не поверить, если оно органично, если оно
действительно талантливо?
А говорим мы с вами о талантливых актрисах…
Оппоненты. Дети оттого и не верят, что не могут соотнести этих взрослых актрис со
своими ровесниками. Куда интереснее им смотреть, как на сцене играют занятые в детском же
спектакле их сверстники. А таких случаев немало. Особенно благодаря кинематографу. В нём
уже столько одарённых детей в разные десятилетия дебютировало. Мы их тоже хорошо
помним, начиная с «Первоклассницы» и вплоть до «Чучела» и более близких к нам работ.
Ю.П. В этом споре вы упускаете из виду главное: смею вас уверить, ни один ребёнок,
находясь длительное время на сцене /у кинематографа, мы с вами это хорошо знаем, своя
художественная техника и технология, своя художественная правда/, тем более изо дня в день,
из вечера в вечер, да ещё и в ответственных, главных ролях, не может быть, как это ни
парадоксально, столь же естественен, актёрски убедителен, профессионален, как талантливые,
подчёркиваю, талантливые травести! Психофизика не выдерживает.
Оппоненты, А не кажется ли вам, что отойдут-отыграются октябрятски-пионерские
роли и спектакли, и с ними благополучно исчезнет это порядком набившее оскомину
тюзовское амплуа? Ваша стойкая привязанность к травести — дань старомодности!
Ю.П. Упрёки в старомодности меня не обижают. Говорю искренне. Напротив, подчас я
воспринимаю этот укор как комплимент. ..Неправота же ваша в том, что роли травести вовсе
не сводились в их участию в представлениях, так сказать, идеологически-спекулятивных. Если
женщины-актрисы, глубоко проникающие в психологию ребенка, перестанут воплощать на
сцене образы детей, образы эти навсегда уйдут из детского театра. А это очень грустно. Не
будет ни Герды и Каем, ни Незнайки с его друзьями, ни Аленушки с братцем Иванушкой, ни
Тома Сойера, ни Буратино… Отказаться в тюзе от травести — значит отнять у юных зрителей
радость встречи с героями Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, Николая Носова,
Астрид Линдгрен…
Цена непомерно дорогая. Этого нельзя допустить ни в коем случае!
И что бы еще я добавил: вовсе нет ничего противоестественного в том, что женщина,
которая от природы предназначена давать жизнь ребёнку, способна глубоко, изнутри
чувствовать мир детей и полнокровно, в силу своего актерского дарования, раскрывать мир
детства на сцене.
Я убежден, что художественно совершенное воплощение ребячьих образов — открытие
отечественного детского театра — замечательная традиция, заслуживающая дальнейшего
развития. Всё решает талант: детей не провести… Что проку, что изгоним из тюзов травести? А
там хоть трава не расти…
Ю.П. всегда очень хотелось верить, что жесткие приговоры оппонентов окажутся всё-
таки временным заблуждением. Если… если за этими рассуждениями не укрывалась позиция
людей, в целом скептически относившихся к тюзу как к недоискусству… В этом случае для
Ю.П. исчезал предмет спора. Оставалась сильная досада: нельзя, нехорошо отрицать / в любых
целях! / саму реальность, само детство и детскую потребность в театральном искусстве.
Он вспоминал восторженные физиономии своих маленьких зрителей и … прекращал
спор. Они, юные зрители, для него оставались главным аргументом в пользу того что ТЮЗ
НУЖЕН, а стало быть, нужно и амплуа травести в тюзе.
Несколько поколений замечательных травести Саратовского тюза! Их всех надо назвать
поимённо: и тех, кто давно уже своё отыграл, и тех, кто на сцене сегодня. Без них существенно
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45