-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
неполна будет книга о театре Киселева. Это всё настоящие, вдохновенно преданные тюзу
мастера:
Серафима Фомина, Светлана Лаврентьева,
Дора Курляндская, Людмила Щербакова,
Ирина Вязовова, Юлия Федотенкова,
Валентина Немцова, Людмила Шишкина,
Нина Бузырихина, Лидия Гусева,
Наталья Ивашкевич, Вера Лопатникова,
Таисия Попова, Тамара Цихан,
Алла Фаликова, Галина Явченко,
Лариса Ретюнская Татьяна Чернышова,
Нина Пантелеева Екатерина Кошелева
«Дети — максималисты, — говорит Нина Пантелеева, — и они любят, когда с ними
общаются на равных… У них самые серьёзные проблемы: дружба — неприязнь, привязанность —
отчуждённость, поощрение — наказание, верность — предательство, великодушие — подлость — с
чем только они. не сталкиваются, чего только не переживают. Всё у них обострено до предела.
Врать им подло. Играть детей — трудное счастье…»
Вспоминаю спектакль «Приключения Незнайки» — режиссёрскую работу Юрия
Ошерова. На сцене 14 /четырнадцать!/ травести. И какой это был для тюзовских зрителей
праздник — подарок! Точная, в высшей степени непосредственная актёрская пластика. Отлич-
ное знание ребячьей психологии. Умение по-настоящему, по-детски искренне огорчаться и
радоваться…
Открывался спектакль песней — гимном в честь травести. Песню сочинил композитор
Анатолий Катц. Слова Бориса Федотова, изобретательного литератора, автора многих
инсценировок и самостоятельных пьес… Припев этой песни невольно подхватывал зал:
Волшебный мир, чудесный свет…
О, превращения секрет!
Как детский облик обрести,
Как детский облик обрести,
Секрет артистов травести.
Песня могла бы стать своеобразной прелюдией ко многим спектаклям Саратовского
тюза. Например, к такой памятной многим зрителям разных поколений работе Ю.П., как
«Колбаска, Боцман и другие»
«Колбаска, Боцман и другие»
Долгие годы не сходил с тюзовской сцены этот спектакль Ю.П.
Представление для детей и родителей в двух действиях с музыкой, пением и танцами…
Преданный друг театра, литератор и журналист Лариса Закошанская создала
превосходную инсценировку по мотивам повести известной шведской писательницы Астрид
Линдгрен «Мы на острове Сальткрока». Текст песен и стихи Юрия Кушака. Музыка Льва
Присса.
Нехитрая история, трогательная и чистая. Эмоционально захватывавшая зал.
Большое и шумное семейство писателя Мелькера Мелькерсона однажды летним днём
отправляется пароходом из Стокгольма на остров Сальткрока, чтобы провести здесь, в
медвежьем углу, на «островке затонувшего рая», каникулы… Поначалу реальность сильно их
удручает: запущенное жилье, дырявая крыша, выбитые стекла, развалившееся крыльцо, дождь,
холод… Но появляются симпатичные и участливые соседи Гранквисты, их бойкая дочка по
прозванию Червен — Колбаска и неразлучный с ней огромный пёс Боцман…
Теплей, становится на душе… Звучит песня, которую полюбили и юные, и взрослые
зрители. Песня, которой суждено будет стать спутницей самого тюза в пору, когда к началу
1980-х годов обветшает и потребует капитального ремонта его старое здание на Вольской,
когда театру Киселева придется скитаться по чужим, необжитым, неприютным сценам и когда
трогательную солидарность с театром обнаружат очень многие его разновозрастные друзья…
И позже, в 80-летний юбилей Ю.П., будет разыгран превосходный капустник, и очень
кстати прозвучит в нём тот же шемяще-знакомый мотив из «Колбаски…», те же слова:
Старый домик — развалюха!
Но зачем его ругать?
Будет в нём тепло и сухо,
Будет в нём тепло и сухо,
Если крышу залатать.
Ведь главное дело — не крыша, а дом,
Лишь было б уютно и весело в нём…
Ю.П. с удовлетворением говорил, что тюзу удалось в этом спектакле собрать
настоящий ансамбль — и постановочный, и актёрский. Названным уже авторам инсценировки,
музыки, стихов оказался подстать и художник Роберт Акопов, предложивший оригинальный
макет дома — Столяровой усадьбы. Найдено было и точное цветовое и световое решение: всё
представало в исключительно чистом, белом цвете — и декорации, и костюмы. Со вкусом
работали балетмейстер Анна Петрова, концертмейстер Татьяна Аредакова. Получился
действительно славный, четко слаженный, светлый спектакль.
Про что?
Про то, говорил Ю.П., как лети и взрослые легко и свободно могут находить общий
язык — и это согретый юмором язык понимания, согласия, любви.
Про то, как дети умеют очень тонко и точно различать добро и зло на этом свете — и
умение это, и особое чутьё это никогда их не подводит. Оно им как бы самой природой дано.
Про то, как душа в душу живут наши дети с братьями их меньшими, как безошибочно
угадывают они их повадки, как ценят их бескорыстную привязанность, преданность и дружбу.
И ещё про многое другое, тёплое, смешное, возвышенное — трудно выговариваемое, но
очень точно ощущаемое благодарными зрителями этого спектакля.
Слова финальной песни, которую исполняют вместе все добрые персонажи, звучат так:
Не спеши расстаться с детством,
Не ворчи, как старый пень:
Если жить с открытым сердцем –
Целой жизни равен день…
И следом — неизменная овация…
Я знаю зрителей, которые по 15-20 раз смотрели этот киселевский спектакль и всякий
раз, по их же признаниям , получали сильную эмоциональную подзарядку.
«Колбаска, Боцман и другие» — яркий пример семейного спектакля, потому что и в
сюжете, и в постановочном решении, в режиссёрских акцентах, в обшей атмосфере — отчетливо
и внятно проступал мотив детской и взрослой, совместной солидарности. Без тени дидактики,
без призвука назойливости. Мотив этот обнимал сцену и зал, съединял их — и так было на
каждом спектакле.
Конечно же, главная удача этой киселевской работы — ансамбль актёров. Тон задавала
уникальная травести Светлана Лаврентьева – Червен – Колбаска…
Ю.П. высоко ценил талант Лаврентьевой, а работу в спектакле «Колбаска, Боцман и
другие» называл выдающейся.
О Лаврентьевой — травести надо сказать особо. Покоряющая непосредственность,
бойкое озорство, истинно детское лукавство, откровенная гордая независимость — всё это про
неё, но всё это, может быть, не самое главное. Самое главное, как мне кажется, Светлана
Васильевна умеет быть неожиданной, внезапной, на удивление непривычной там, где ждешь
от неё того, что уже успел в ней увидеть и полюбить.
Ее Колбаска покоряла своей всегда уместной нечаянностью, своей настойчивой и
славной бесцеремонностью, доброжелательной общительностью. Во всём её невозмутимом
облике, четко выстроенной линии поведения было такое: «Вот она я — какая есть, такой и
принимайте, худа от этого никому не будет, это абсолютно точно, а если кто в это не верит —
отойди в сторону!» Крохотное интонационное или пластическое «чуть-чуть», и образ светился
невольным плутовством.
Малышка-непоседа Червен-Колбаска была поистине душой спектакля. «От неё, —
говорил Ю.П., — исходят импульсы задора и солнечного жизнелюбия, она помогает партнерам
настроиться на верный лад, избежать фальши».
Ю.П. не раз замечал, что случилось редкостное совпадение характера актрисы и
характера её маленькой героини, беззащитно искренней и цепкой, самостоятельной и
трогательной, легко ранимой и готовой за себя, если надо, постоять.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45