-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
театра всегда праздником. И хотя эти праздники повторялись часто, они не могли надоесть…
Сегодня, развернув «Комсомольскую правду», я увидела фотографию актеров
Саратовского тюза, долго-долго вглядывалась в молодые лица и вспоминала другие лица,
тогда такие же молодые и задорные. Их тоже много фотографировали для газет, а я каждый
снимок, каждую статью или рецензию вырезала и хранила…
Помню успех музыкальной, лирической и в то же время мужественной «Сказки»
Михаила Светлова с её Шуриком, так талантливо сыгранным Серафимой Фоминой, которая
была нашим кумиром… До сих пор помню песни из этого спектакля, написанные
композитором Каменоградским… Дома я напевала эти песни отцу, преподавателю военного
училища, а он подбирал мелодию на мандолине…»
Ольга Ивановна поведала Киселеву о многих других своих незабываемых
впечатлениях юности, связанных со спектаклями Калининского тюза. Как хорошо, что
достало ей времени и душевного тепла написать это письмо! Сколько таких невыговоренных
благодарных чувств хранит зрительская память!..
Война
Война резко оборвала творческую жизнь Калининского тюза. 21 июня 1941 года
успешно прошла премьера спектакля по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего
города». В тюзовской постановке остро и впечатляюще звучала тема воинского и
гражданского долга, патриотизма, верности Родине-матери…
А утром, на рассвете следующего дня, возвращаясь с праздничного премьерного банкета,
артисты и постановщики услышали по репродуктору сообщение о начале войны… Армейские
сапоги и гимнастерки, в которых выходили на сцену исполнители ролей в этом спектакле,
пригодились актерам, отправлявшимся на настоящий, кровопролитный фронт…
Потом неизменно 9 мая, в день Победы, Ю.П. приходил в свой Саратовский тюз, чтоб
быть в этот день вместе с актёрами-фронтовиками, чтоб помянуть тех, павших и вечно
живых…
Военная тема для Ю.П. была поистине священной. Елена Росс: «Юрий Петрович
никогда не пользовался ветеранскими благами. Никогда… Не мог… Неоплаченный долг. Комок
в горле: «кто-то за меня голову положил — там!»
Григорий Цинман: «Киселев не раз обращался к военной теме… О ленинградской
блокаде — и «Осада Лейдена», и «Они жили в Ленинграде», и «Балерина политотдела», и
«Новоселье в старом доме»… К памяти о войне он относился благоговейно… Я впервые от
него услышал, что война — это ещё и трудная работа, ни с чем не сопоставимая по своей
тяжести…»
Слово Ю.П. /в канун 30-летия Победы и в связи с премьерой спектакля «В списках не
значился» по роману Бориса Васильева/: «Военная тема — она важна для меня во все времена Я
ведь человек военного поколения. И отец мой прошёл через войны нашего века… Мне
довелось руководить фронтовой бригадой артистов города Калинина в самые страшные
месяцы войны… И память о Великой Отечественной — я в этом убежден — должна стать святой
для новых поколений. Худо, если она быльём порастет. Долгом своим считаю крепить у
нынешнего юного зрителя эту память сердца. У искусства в этом отношении возможности
неограниченные…»
Ю.П. рассказывал о замысле спектакля, рассказывал воодушевленно и увлеченно: «В
центре инсценировки — Коля Плужников -обычный мальчишка, необстрелянный, не видевший,
как говорится, жизни. И на его-то мальчишеские плечи ложится вся тяжесть войны…
Разрушена связь времен. Всё, что копилось веками, грубо попрано: человечность,
справедливость… Всё делается, чтоб не осталось ни надежды, ни любви. Кошмар войны
ошеломляет, выбивает почву из-под ног.
Сначала Коля смят, раздавлен: первый бой, гибель товарища — по его вине!.. Юный
лейтенант проходит все круги Дантова Ада. И страшный момент, когда мелькнёт мысль:
застрелиться… Вокруг — пустыня смерти и одиночества… И все-таки любовь торжествует над
зверством…
Я очень надеюсь на Краснова, играющего Плужникова. Удастся ему эта роль — удастся
спектакль».
Все, кто видел / а кто видел, тот его никогда не забудет/ спектакль «В списках не
значился», подтвердят: Владимир Краснов и весь тюзовский актерский ансамбль блистательно
оправдали надежды режиссера…
А тогда, в те «сороковые роковые», Киселев и его родители сполна ощутили все ужасы
военного времени, всю жестокую горечь понятий «окружение», «бомбежки», «эвакуация»,
«беженцы», «голод», «отчаяние»…
После полной оккупации Калининской области пришлось отступать — бежать — на
восток, в Вятку /Киров/…
+++
Наступило лето 1943 года… Ю.П., по распоряжению Комитета по делам искусств,
приезжает в Саратов. Впервые и навсегда. Цель приезда — восстановление детского театра на
Волге. Саратовский тюз специальным постановлением был закрыт в первые дни войны…
С этого момента, собственно, и начинается та пора жизни Ю.П., которой и посвящена
эта книга…
Ю.П. всегда говорил, что ему очень повезло и с городом, и с театром: «Часто
вспоминаю, как вышел из вагона на перрон сурового, хмурого вокзала. Время тяжёлое. Только
отгремела Курско-Орловская битва… До тюза ли тут? И вдруг вижу на стене обрывок
областной газеты. Подхожу — читаю:
«Городу нужен тюз»…
«Городу нужен тюз»
Это было как предзнаменование…»
Я разыскал эту статью в областной газете «Коммунист» от 30 июля 1943 года. Называлась
она «О внешкольной работе с детьми». Ее авторы – доцент университета И.Каменоградский и
инструктор обкома Ф.Поляков.
Речь шла о том, что в Саратове внешкольная работа – «запущенный участок», между тем
как отцы и старшие братья школьников сражаются на фронте, а матери дни и ночи трудятся на
производстве… Взрослые театры дают спектакли и концерты для детей только случайно и
зачастую – без серьезного педагогического осмысления своих инициатив. И еще: «Прекрасный
детский театр со специально оборудованным помещением и неплохим актерским ансамблем
закрыт. Школьники Саратова лишились важнейшего центра по обслуживанию их культурных
запросов».
А вот и та самая – ударная – строка, которая, естественно, осталась с той поры в памяти как
заглавная и которую в более краткой редакции десятки лет спустя Ю.П. вспоминал с
волнением:
«ДЕТИ САРАТОВА ВНОВЬ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ СВОЙ ТЕАТР»
Рядом – оперативная сводка Совинформбюро, сообщение о награждении маршала Жукова
орденом Суворова 1-й степени, статьи и заметки о хлебопоставках, о темпах уборочных работ,
о потерях, которые несли немцы на Орловском направлении…
Незадолго до этого, в середине июля, немецкие самолеты прорвались к Саратову, сбросили
бомбы. Загорелись жилые дома. Были раненые среди гражданского населения… До тюза ли
тут?
Но город думал и о будущем дне.
Началась очень кропотливая и многотрудная работа. День за днем. Неделя за неделей…
Ю.П. принялся строить свой Дом-Театр…
Ему нравился один старый анекдот. Богатый американец увидел в Англии очень красивый
газон. Спрашивает садовника: «Нельзя ли купить и перевезти его к себе в Техас?» А садовник
отвечает: «Это делать ни к чему. Надо только триста лет ежедневно подстригать и поливать..»
«Так и у нас, — добавлял Ю.П., — «подстригать и поливать, подстригать и поливать».
Ежедневно! Год за годом».
Готовя материалы для публичного выступления, Ю.П. запишет: «Возобновить работу тюза
в условиях прифронтового города, да еще спустя два года после «приостановки» театра –
задача трудно выполнимая. Одно перечисление неразрешимых проблем впечатляет:
распавшуюся труппу сформировать заново, укомплектовать производственно-технические
цеха, приобрести театральное имущество. А еще вопросы жилища, питания, отопления и
многие другие…
Тем не менее, в конце февраля 1944 года премьерой «Осады Лейдена» по Исидору Штоку
детский театр в Саратове возобновил свою работу…
Уже в 44-м году у нас появилась своя студия, а затем и тюзовский курс в театральном
училище. Все последующие годы мы пополнялись почти исключительно своими же
воспитанниками.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45