-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
***
Главная ценность театра – мыслящие актеры.
***
В театре исповедь нельзя заменять на проповедь…
Удивлять правдой.
***
Человек приходит в жизнь из страны своего детства и приносит с собой оттуда все свои
готовности, которые осуществятся в его взрослой жизни…
***
Когда я сижу в зрительном зале своего или чужого театра, на своем или чужом спектакле, я
слушаю зал.
В этом случае существуют две опасности. Опасность умилиться детским восприятием,
непосредственностью его выражения. Другая опасность – испытать раздражение,
рассердиться, что дети шумят, вертятся, смеются не там, где следует, не понимают всех
тонкостей искусства.
Вернее было бы не умиляться и не раздражаться, а внимательно проанализировать детское
восприятие. Нам нужен аргументированный разбор детской реакции – по партитуре спектакля.
***
Важнее создать у детей в процессе спектакля страстное желание счастливого конца, чем сам
этот благополучный, заранее предрешенный исход демонстрировать…
***
Детский театр – обязательно музыкальный театр, что несомненно отвечает природе ребенка
с его органическим чувством ритма и общим эмоциональным строем.
***
Режиссер детского театра – человек, понимающий и остро чувствующий жанровые
особенности драматического произведения, отлично владеющий театральной формой,
музыкальный, пластичный, влюбленный в сценическую технику, умеющий выжать из нее все
до предела – словом, всех театральных дел мастер. И еще – педагог…
***
Никакая техника актеру не поможет, если нет души.
***
Неподготовленность зрителя. Обратные связи с аудиторией. Начинать – с воспитания
учителей. Воспитать воспитателя…
Восприятие – это тоже работа, тоже дело, которому надо учить и учиться.
***
В искусстве властвует и ведет за собой личность.
***
Каждый актер призван защищать своего героя.
***
Помнить о главном: не зритель для нас, а мы для зрителя. Зритель — объективный
критерий спектакля. Этот критерий нельзя терять из виду ни при каких обстоятельствах.
***
«Актер вообще» – явление грустное: предоставленный сам себе, он, не получая постоянного
контроля и заботы со стороны взрастившего его театра, теряет творческую самостоятельность.
***
На сцене нужно быть, а не казаться…
«Быть, а не казаться…»
Я убежден, что многие (основные!) элементы системы Станиславского и его приемы
импонируют детскому зрителю и соответствуют детской психологии: вера в предлагаемые
обстоятельства, непосредственность и темпераментность оценок, легкость,
импровизационность и органичность в способе существования на сцене при богатстве
воображения и фантазии, а также действенность и событийность в наибольшей степени
подходят к целям и задачам детского театра.
***
Мне дорог Станиславский с его равной апелляцией как к уму, так и к сердцу, через
сознательную психотехнику актера – к подсознательному творчеству…
«Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с
одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, а с другой стороны – быстрота,
легкое, четкое и чеканное произнесение слов» (К.С.Станиславский, «Работа актера над
собой»). Абсолютно солидарен!
***
Чувство правды – чрезвычайно важный компонент актерской техники, однако
поддающийся контролю, воспитанию и тренировке.
***
Первоклассника учат разным наукам А вот учат ли его также быть, скажем, театральным
зрителем?
***
В теории мы уже давно решили: справедлив тезис об отсутствии запретных тем для детей.
Весь вопрос однако в том, как эти темы преподносить, как их трактовать…
***
Из черновиков выступления Ю.П. на Первом семинаре творческих работников детских
театров Кубы (октябрь 1973 года):
Коллектив нашего Саратовского тюза всегда интересовался системой Станиславского,
пытался ею овладеть и применить на практике. Так же, как и многие другие театры, мы
нередко следовали букве, а не духу системы.
На определенном этапе жизни нашего тюза стало заметно, что активность и инициатива
актера на репетициях снижается, что застольный период, период разведки умом слишком
затягивается: мы больше рассуждаем и спорим, чем действуем, а в способе существования
актеров в спектакле ощущается заученность, сделанность, холодность.
Все это не могло меня не беспокоить. Вот почему, когда появилась реальная возможность
познакомиться с методикой действенного анализа роли и пьесы да еще из рук
непосредственной ученицы Станиславского Марии Иосифовны Кнебель, я с радостью,
несмотря на свои седые волосы, сел за парту.
В Москве при Всесоюзном Театральном Обществе была организована творческая
лаборатория (постоянно действующий семинар) для главных режиссеров детских театров под
руководством Кнебель. И вот уже в течение нескольких лет режиссеры многих детских театров
нашей страны раз в месяц приезжают в Москву и в течение 2-3 дней слушают лекции и
участвуют в практических занятиях, анализируют пьесы, играют этюды, разбирают спектакли
и т.д. под руководством М.И.Кнебель, профессора, до недавнего времени руководителя
кафедры режиссуры Театрального института в Москве, автора замечательных книг по
режиссуре и сценической речи, а также интереснейших театральных мемуаров…
***
Из подготовительных материалов беседы на Кубе с актерами о детских театрах (ноябрь
1974 года):
Детям интересен весь большой взрослый мир. Это бесспорно. И никаких искусственных
перегородок «детскости» городить не надо. Как и в жизни, так и на сцене диффузия этих миров
естественна.
Но нужно понять и то, что ребенок, как и взрослые зрители, хочет видеть на сцене и своего
ровесника, соотносить свою жизнь с жизнью героя пьесы, переживать свои победы и
огорчения вместе с таким похожим на него самого сценическим образом и извлекать из этого
переживания определенные нравственные уроки. Вот почему актрисы-травести, играющие
роли детей и подростков, — главные фигуры нашего театра, подлинные премьерши и звезды
тюза.
***
Куба, ноябрь 1974 года.
Я далек от каких-либо скороспелых выводов и предубеждений, но хотел бы подчеркнуть,
что когда ищешь для себя пути в детский театр и хочешь там что-то сделать, то надо помнить,
что это серьезно, что это надолго, скорее всего – навсегда.
Нельзя сказать себе: мне приятны дети, попробую их завести; если понравится – хорошо, не
понравится – бесперспективно.
Не принимайте это как упрек. Ваши вчерашние выступления мне очень понравились своей
искренностью. Некоторых из вас чем-то привлекает детский театр, но они пока еще не знают,
что это такое, их ли это призвание, и прямо об этом говорят. Это очень хорошо и правильно.
В браке также есть период знакомства, узнавания друг друга, сближения. Не всякая пара,
которая проводит время вместе, вступает в брак. Любовь – штука избирательная. Не следует
только чрезмерно затягивать этот период, также как и форсировать его…
Моя задача заключается в том, чтобы помочь вам разобраться в сущности детского театра.
Отвечает ли его сущность вашей художественной природе? Является ли вашим жизненным
призванием?
Должен вам сказать, что у меня также много было в жизни на театре колебаний, сомнений и
искушений. Меня манил взрослый театр и столичные города Москва и Ленинград. Для меня
сейчас все это в далеком прошлом, но я наблюдаю, что происходит иногда с молодыми
режиссерами и актерами. Они идут в театр юного зрителя, рассчитывая побыстрее сделать
карьеру… В большинстве случаев их расчеты не оправдываются.
Не полюбив, не поняв, не изучив детского и юного зрителя, настоящую карьеру в детском
театре сделать нельзя…
***
Ю.П. про сверхзадачу чеховских «Трех сестер» (Куба, ноябрь 1974 года):
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45