-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
повторилось бы при обращении вашем к соседям, знакомым, друзьям и, наконец, в
библиотеки… Думаю, что любой из нас воспринял бы это как личную беду.
Ну а теперь попробуйте с вашими детьми посмотреть шедевры русской драматургической
классики на сцене областного, а пожалуй, и столичного театра. Ничего у вас не получится. На
сегодня у наших театров нет сколько-нибудь продуманной и широкой программы
классического репертуара…
***
Зачастую, ставя классику, превращаем бриллианты в стекляшки…
***
1959 год.
Нет в жизни ничего, что могло бы быть неинтересным для юных. Отчего же в общении со
взрослыми они порой скучают, на наши пылкие обращения отвечают (вслух или молча), что
тысячу раз уже слыхали об этом?! Творить взрослому для взрослого легче. Хотя о какой
легкости в искусстве вообще может идти речь!? Но все же, все же взрослому взрослого понять
проще. Талант детского художника – дар уникальный, его не заменит ни информированность,
ни профессиональные навыки… Театральному искусству для детей требуются энтузиасты.
«Требуются энтузиасты»
В сказке Аксакова «Аленький цветочек» нет ничего, кроме любви, а всю жизнь смотрят ее
самые маленькие зрители. Добиться такой художественной ясности и чистоты звучания, чтобы
с детьми на их языке можно было говорить обо всем – постоянное желание театра, но
драматургия такого уровня на детскую сцену приходит крайне редко.
***
«Играть для детей так же, как для взрослых, только еще лучше» – значит играть понятнее,
целомудреннее, честнее, откровеннее в конце концов…
***
Отрок – главный для нас возраст. Замкнут на себе. С мамой не пойдет советоваться…
«Пустыня отрочества» (Л.Н.Толстой). Всему своя пора. Проходит и отрочество. Но миновать
его никому не дано. Тюзы – театры Отрочества прежде всего…
***
Ставить плохие спектакли для детей – значит рубить сук, на котором мы расположились…
***
Самое интенсивное созидание души человеческой происходит в том возрасте, к которому
обращается тюз.
***
Один мудрый человек сказал: «Никогда не врите детям, если хотите, чтоб они стали
людьми».
***
Не желая понять детей, мы тем самым теряем контакт со своим будущим.
***
Перефразируя Белинского, надо обратиться к драматургам и критикам: знаете ли вы
детский театр? любите ли вы его? идите в детский театр! пишите для него и о нем… Такие
вот театральные мечтания…
***
А.А.Брянцев: «Если вы хотите играть с детьми, станьте сами как дети, а это значит, будьте
до конца искренни перед самими собой».
***
Я бьюсь и сильно ушибаюсь о несовершенства современной драматургии, но тем не менее
не представляю своей жизни в театре без современной темы…
***
О специфике детского театра любят говорить много и мудрено.
На мой взгляд, детский театр отличается от взрослого тем, чем отличается бездетная семья
от семьи, в которой появились дети. В этой семье началась совсем другая жизнь. Сколько
радости и сколько новых забот и новых вопросов! Как уберечь детей от болезней? Что им
действительно полезно? Что можно и чего нельзя ни в коем случае?.. Когда вести ребенка в
театр?
Я задаюсь этими вопросами и всегда вспоминаю, в какое священнодействие превращают
почти в каждой семье первое купание ребенка.
Вокруг детской ванночки собираются все – родители, бабушки, дедушки, а если есть, и
прабабушки. Температуру воды тщательно измеряют специальным термометром,
недоверчивые бабушки опускают в воду локоть. И справедливо. Если в первый раз ребенка
обварить или заморозить, он раз и навсегда потеряет интерес к купанию, и у родителей
начнутся ежедневные мучения.
А что есть первое посещение театра, как не такое же эмоциональное погружение в
неведомый мир, при котором с большим успехом можно также точно «обварить» малыша или
окатить ледяным душем равнодушия. И тогда театр ему навеки опостылит.
Врач и мудрый художник Антон Павлович Чехов говорил: «Нет специальных детских
лекарств. Все лекарства одинаковые. Разные только дозы». Доза, которая взрослого оздоровит,
ребенка может убить.
И как педиатрию отличает в медицине доскональное знание детских болезней, так и
детский театр начинается с педагогики, с уважения к детству и его законам.
Однако театр не педсовет. У школы, у семьи свои методы воспитания, у искусства – совсем
другие: разбудить душу, открыть детское сердце для добра.
В наш сложный, трагический век детский театр не имеет права играть в бирюльки. Он
способен понизить болевые барьеры, научить юных тяжкому и счастливому труду
сострадания.
1985 год.
***
Давно уже ждет своего театрального рождения чудесная сказка Януша Корчака «Король
Матиуш 1». Я слышал, что в Польше по ней сделан удачный фильм. Почему не показать его
нашим ребятам? Почему бы не сделать нам инсценировку по мотивам этой сказки? Януш
Корчак глубоко эмоционально и педагогически необыкновенно чутко воспитывает. Сказка
трагична. И по-настоящему гуманна.
***
1976 год:
Мера ответственности каждого, кто трудится в театре…
Шло обсуждение спектакля «Лошадь Пржевальского» по М.Шатрову в постановке
Владимира Захаровича Федосеева. В зале студенты Саратовского университета.
Время близится к полуночи. А выступающие выстроились чуть ли не в очередь.
Взволнованно говорят и спорят о студенческих строительных отрядах в спектакле и в жизни. О
принципах, по которым строится жизнь этих отрядов.
И вот к микрофону подходит девушка. Она поверила спектаклю (наивный реализм? но я бы
не стал спешить с осуждением).
Она позавидовала его героям.
И она задала вопрос нам, актерам и режиссеру.
И не просто задала вопрос, а стала настойчиво и искренне добиваться ответа: «А сами вы,
люди театра, живете по этим справедливым принципам? Так же чисты и принципиальны ваши
отношения?»
Обвинить ее в наивном буквализме восприятия? Едва ли это будет справедливо. Она
поверила нашим героям, и ей очень уж хотелось еще и поверить нам, лицедеям.
Трудный был для нас вопрос…
«Трудный вопрос»
Маша Прозорова: «Или знать, для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава».
ВСЕ – пустяки? Страшно…
***
Начало 1980-х годов.
Брянцевские чтения опять под вопросом… Увы.
***
Увидеть на сцене своими глазами сестер Прозоровых, Онегина, Обломова, шиллеровских
героев, героев Дюма в их «собственном» возрасте – естественная необходимость, ибо это
ликвидирует равнодушную вежливость зрителей на этих спектаклях по «спокойно-
академическим» текстам.
***
… В пьесе Розова «В добрый час» – полное отсутствие указующего авторского перста,
навязчивой тенденциозности. По-чеховски – отсутствие исключительных событий на сцене.
Розов раскрывает внутреннее неблагополучие во внешне нормальном и вполне благополучном
течении жизни…
***
«Гуманоид в небе мчится» А.Хмелика… Внешне пьеса выглядит как «школьная комедия» с
модной «инопланетянской» темой. Но при этом автор горячо, талантливо, живо говорит об
острых современных нравственных проблемах, и дети (вместе со взрослыми) смеются и
плачут в зрительном зале…
***
Дискуссионный вопрос: может ли плохая, слабая пьеса дать основание для хорошего,
добротного спектакля?
…Сейчас критики спорят о наших работах «Ответственность» и «Новоселье в старом
доме» (война – через коммунальную кухню старого ленинградского дома)… В замороженных
квартирах тоже решалась судьба нашего общего дома…
***
Плох не тот критик, что нас ругает, а тот, что не понимает специфики детского театра и с
апломбом берется о нем судить.
Профнепригоден критик злой, раздраженно, неприязненно, враждебно относящийся к
объекту своего усмотрения. Такой является в зал, заранее уже готовенький к схватке с
театром. К такому критику нет доверия.
1989 год.
***
Ф.Феллини:
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45