-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
«Счастье – это способность говорить правду, не делая людей несчастными».
***
Сейчас можно встретить тюзовские труппы с одной-двумя, а то и вовсе без травести.
Детские роли в этих театрах играют не всегда хорошо выбритые мужчины средних лет…
***
Редко человек вслух признается в том, что не любит, не переносит детей. Но интересоваться
ими, пристально вглядываться в них, изучать их – на это хватает немногих.
***
Мы много и справедливо говорим ребятам о том, что мир сложен и противоречив, но
плохо, если забываем рассказать и о том, что мир все равно прекрасен.
«Мир всё равно прекрасен»
…Если мы хотим, чтобы в этой жизни добра было больше, чем зла, нельзя забывать
воспитывать в детях, помимо всех прочих качеств, д о б р о т у.
***
Вечный вопрос: не кем быть, а каким стать…
***
Театр без студии – это бездетная семья: совсем другая нравственность и другое жизненное
самоощущение. Попытки создать студийную атмосферу без студии ощутимого успеха нам не
приносили.
***
А.С.Пушкин, «Товарищам» – своеобразный девиз многих наших работ, обращенных к
юности:
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…
***
1982 год:
…Человек с первых своих сознательных шагов не должен отдавать себя целиком в руки
воспитателей (как бы хороши они ни были), но должен постигать азы самовоспитания.
Признаюсь, что я давно мечтаю о спектакле, который бы выразил эту мысль глубоко,
объемно, страстно…
И есть любимейшая моя книга, которая могла бы стать основой такого спектакля:
«Подросток» Достоевского…
***
Искусство рождает во мне страх остановиться и быть довольным собой таким, какой я есть
уже сегодня…
***
Искусство, исполненное самых благих порывов, но лишенное совершенства, беспомощно.
***
Мне очень по душе такое утверждение Наталии Крымовой («Любите ли вы театр?»):
«Существует, видимо, одно-единственное условие, которое на тюзовской сцене при
толковании пьесы требует строжайшего соблюдения. Это безукоризненно ясная в
нравственном отношении позиция театра. В тюзе недопустима двусмысленность, путаница в
нравственной сфере».
Точные слова!
1991 год.
***
…Авторитет театра подобен солнечному загару: его надо все время поддерживать.
***
Не люблю смотреть свои спектакли. С годами – все сильнее…
Мука: сидеть в зале и видеть, как же много не удалось сделать…
***
В искусстве нельзя по-настоящему работать без риска. Тот, кто боится учиться далеко
плавать, тонет у берега…
***
1978 год:
Наука не в состоянии установить критерии прогресса. Например, в новый век человечество,
получив авиацию, не читает Шекспира и т.д. Культурный прогресс? Только при переизбытке
оптимизма можно о нем говорить…
***
1970 год.
Немного об Италии.
Октябрь. Участие в работе Генеральной Ассамблеи АССИТЕЖ. Венеция. Одновременно
проходил международный фестиваль. Крупные города Италии.
Ничто не может заменить увиденного…
Перед глазами вся история европейского искусства вместе с историей человечества.
Чувства, которые во все время поездки не только не оставляют тебя, но постоянно
нарастают: удивление, восторг, потрясение, беспредельное уважение к труду и гению
человека, создавшего на земле и на воде (Венеция) божественную, сверхъестественную
красоту, противостоящую времени, стихиям, всевозможным модным увлечениям
человечества…
В Риме воочию, вереницею проходят перед тобой века. Античный Рим с Колизеем,
Триумфальными арками, Капитолием, Форумом, древними дорогами, по которым проходили
легионы Цезаря, водопроводом, «построенным еще рабами Рима»… Средневековый Рим,
просматриваемый только весьма вооруженным и подготовленным глазом… Ослепительный
Рим Возрождения с Ватиканским дворцом и собором Святого Петра, украшенными
творениями Рафаэля и Микельанджело… Наконец, Рим Муссолини с попытками найти и
утвердить «новый ампир». И Рим нынешнего дня… Только искусству, особенно его
пластическим формам – архитектуре, скульптуре, живописи, дано останавливать бег времени и
запечатлеть его…
Впечатляющ Рим и ночью, когда древние камни римских развалин с искусными
современными подсветами и все же торжественно-мрачные, как пришельцы из других миров,
угрюмо и немо взирают на бешено мчащийся поток машин, на блеск витрин и сверкание
неоновых реклам, на всю эту бешеную сумятицу и какофонию огромного города. И хотя
пустынны улицы древнего Рима и на арене Колизея не раздается звона мечей гладиаторов, а
только кошки, целые стада одичавших кошек населяют их, при некотором усилии
воображения можно оживить пустые Форумы и услышать речи трибунов и Цезаря, увидеть
мчащиеся колесницы триумфаторов и толпы граждан…
Итальянцы бережно охраняют свое легендарное прошлое… По всему городу, как
драгоценные реликтовые растения, как оазисы уже ушедших культур, под открытым небом
хранится прошлое…
Перебирая свои путевые впечатления и дойдя до Венеции, ловишь себя на мысли: а в самом
ли деле существует этот город, который Гете когда-то назвал «мечтой, сотканной из воздуха,
воды, земли и неба».. Я прожил здесь 6 дней. В самом центре, у площади Сан Марко. И
наступил момент, когда стало казаться, что я знаю этот город всю жизнь и что этот «праздник
будет всегда со мной»…
В ренессансной культуре искусство вездесуще: какой-нибудь фонарь над дверью, знамя с
гербом, деревянная рама зеркала – полноценные художественные создания. Искусство
пронизывает собой все, его даже слишком много на каждом шагу.
Впрочем, в Венеции этого не ощущаешь, а вот во Флоренции и Риме возникает конфликт.
Обоготворяя настоящее, они стремились представить его в ореоле наибольшего
совершенства: если женщина, то прекраснейшая из прекрасных; если апостол, то мудрейший
из мудрых; если пир, то с самыми обильными яствами; если битва, то предельно яростная…
Искусство шло впереди науки, философии и поэзии, выполняя функцию универсального
познания и самопроявления…
***
1978 год. О Ереванских впечатлениях:
150 лет присоединения Восточной Армении к России. Празднование юбилея. Я – в составе
делегации деятелей литературы и искусства РСФСР.
Страна камня, страна выдающихся скульпторов, проникших даже в недра гор и создавших
в их толще подземные храмы изумительной красоты.
«Орущих камней государство – Армения, Армения!» (Осип Мандельштам).
Высокогорное озеро Севан – «голубое око» Армении. Как рассказать об этом чуде
природы?!
Недалеко от Еревана, в горах, возведена арка в честь поэта Егише Чаренца. В хорошую
погоду в ее высоком проеме белоснежным облаком плывет Арарат – вершина горы…
Ереван – один из древнейших городов мира, ровесник Рима и Вавилона. Искусное
сочетание естественных камней (здесь никогда не красят фасадов домов и зданий), ярко
обрамленных южной зеленью гор. Розовое свечение. Город как будто тянется навстречу
солнцу. Цвет занимающегося утра. Ни в чем не повторяющиеся рукотворные озера и пруды,
фонтаны и фонтанчики родниковой воды.
Матедаран… Памятник Месропу Маштоцу – создателю армянского алфавита, ставшего
основанием всей национальной культуры…
Дом Мартироса Сарьяна… Автопортрет и его слова на армянском, русском и английском
языках: «Земля – это живое существо. Оно имеет свою душу. И без родной земли, без тесной
связи с родиной не найти человеку себя, своей души…»
Солнечное чувство остается после посещения единственного в мире, постоянно
действующего музея – выставки детского изобразительного творчества. Какая фантазия,
непосредственность, искренность, мажорное восприятие мира и какая талантливость!
Чудесный музей, созданный людьми, влюбленными в детство…
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45