-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "Сенсационная премьера драматургической пьесы: История, касающаяся нас всех" или
Династии зрителей
Непростое это дело – так к себе привязать, так к себе приохотить, чтоб менялись времена,
менялись поколения актеров, а зритель тянулся бы в свой театр, думал бы о нем, откликался
бы на новые и старые его работы – преданно и признательно.
Сколько было на их веку злых и ревнивых укоров: вы, мол, тюзяне, только и думаете, чтоб к
своему зрителю приноровиться и ему понравиться; вы, тюзяне, только и делаете, что со своим
зрителем заигрываете! Позднее скажут и так: у вас несомненный творческий стопор при
переполненных залах. А практика ориентации на зрителя, она, дескать, глубоко порочна…
Ю.П. хмуро молчал, сдержанно сносил обиды и хулы. Чего стоила эта внешняя
невозмутимость, ему одному да самым близким ему людям дано было знать.
Молчал, потому что знал: да, приноравливаемся; да, приспосабливаемся. На то ведь мы и
театр имени своего зрителя. И от него, от зрителя, отрекаться не собираемся! Зритель же наш
необыкновенно живой, шустрый, шумный, беспокойный. Его вниманием непросто овладеть:
трудный возраст!
Еще сложнее удержать его внимание…
Ю.П. умел это делать. Умел очень естественно и непринужденно общаться с детьми, как с
равными. Убежден был в абсолютной бессмысленности такой театральной ситуации, когда
жизнь на сцене и жизнь в зале протекали каждая сама по себе…
Многочисленные зрительские впечатления – в книгах отзывов… Такие книги заводят
педчасти тюзов. Лежат они обычно в фойе на видных местах. Никто не неволит оставлять в них
короткие, на ходу, записи. Тем более ценен этот непосредственный зрительский порыв.
Школьные тюзовские поклонники (и поклонницы) часто оформляли и специальные
памятные альбомы. В них – бесхитростные, а подчас и вполне профессионально выполненные
рисунки-иллюстрации к постановкам, более или менее изощренные домашние сочинения,
фотографии любимых актеров, сцен из спектаклей…
Вот несколько вперемежку «реплик» из взятых наугад книг отзывов и школьных домашних
рецензий за многие десятилетия Саратовского тюза:
Поражена великолепием игры и искренностью актеров…
Нина Реутова, 9 класс.
Отрывок из домашней рецензии на спектакль «Недоросль»- 1947 год:
…Огромным творческим достижением А.И.Щеголева является созданный им образ
Стародума, человека большого природного ума и богатых душевных качеств. И слушая
произносимые артистом слова, несколько сухо данные Фонвизиным, зритель не только холодно
одобряет справедливость его идей, но горячо проникается ими… Спектакль вполне оправдал те
усилия, которые были вложены в него актерами и режиссером Васильевым…
Алла Жук, 8 класс 3-й средней женской школы Саратова.
Когда на сцену выходит Сережа – Вязовова, я верю в настоящего юного барабанщика,
правдивого, чистого и честного…
Галина Трубникова, 7 класс, школа № 20.
О «Странице жизни» В.Розова (режиссер Ю.Киселев):
… Хочу пожелать, чтобы тюз почаще открывал перед своими зрителями такие страницы
жизни.
Наташа Свищева, ученица 9 класса средней женской школы № 3.
Потрясение словами не передашь. Спасибо всем, кто делал спектакль «В дороге»!!
Ольга и Алексей, 14 лет.
1971 год (гастроли Саратовского тюза в Ленинграде):
Мы в восторге от спектакля «Девочка и апрель». Это нам очень дорого и близко.
Ученики 9 класса 253-й школы.
Запомнила Ваш театр на всю жизнь, так как с детства он воспитал во мне любовь к
искусству. Желаю оставаться такими всегда!
Н.К. 22.11.71.
Р.S. Думаю, что не громко будет сказано:
Товстоногов – в Ленинграде,
Киселев – в Саратове.
Эти два мастера театрального искусства для меня равноценны.
Восхищены игрой В.Краснова и Г.Журавлева.
10 класс.
Спасибо за удивительный «Золотой ключик». Всем! Особенно Шишкиной, Лаврентьевой и
Артемону – Ошерову.
7 класс.
Наверное, лучшей наградой актерам стал выкрик из зала на реплику: «Жаль, что куклы не
умеют плакать» – «Умеют!!» Это была реакция детей меньше 7 лет. Они пробрались на
спектакль, несмотря на грозное предупреждение на билете. Приглашайте их тоже! Они могут
по-своему точно понять такие прекрасные, яркие, музыкальные спектакли. Спасибо за
«Золотой ключик»!
Т.Толстикова, О.Трофимова, тюзовские зрители с 20-летним стажем.
О спектакле «Сотворившая чудо» (режиссер Ю.Ошеров):
Я думаю, этот спектакль будет существовать еще много лет. Я бы с удовольствием
посмотрел его еще раз.
Евгений Розанов, ученик 6 класса школы-интерната слепых и слабовидящих детей.
И еще сотни и сотни искренних, благодарных записей…
«Словами не передашь…» – часто признаются зрители разных времен. Но берутся за перо,
вновь и вновь пробуют передать «невыразимое»… «Спасибо, большое, огромное, сердечное
спасибо…» – а дальше фамилии актеров, которым это спасибо адресовано. Поначалу я стал их
выписывать… А потом понял – не надо: если расположить все актерские фамилии по алфавиту
или по какому-то другому порядку, то получится список, включающий весь или почти весь
состав тюзовской труппы за полувековую саратовскую театральную историю…
Говорят, тюз обречен на зрителя. Таков, дескать, у него зрительский контингент, вечно
обновляемый. Но я знал и знаю немало тюзов, для которых зритель – объект несбыточных
мечтаний и неосуществимых вожделений. Все, казалось бы, для зрителя, а залы в лучшем
случае полупустые.
Зритель недорос?
Искусству не внемлет?
Не в коня корм?
Время от времени – с отчаяния и досады – рождаются даже самолюбиво-высокомерные
суждения о театре… без зрителя. Понятное дело, абсурд, но до чего не договоришься , если в
зале у тебя не живая, но мертвенная, пустынная тишина.
А тут, в Саратове, на Вольской, 83, год за годом, месяц за месяцем, день за днем – аншлаг.
Как? Почему? За что?
За что его зритель полюбил, его – Саратовский тюз?
Драматург Виктор Розов:
«Давний уже эпизод… Еду я на первую постановку своей пьесы в Саратов. Еду поездом.
Разговорился с соседями по купе. Только заикнулся, что еду в Саратовский тюз, соседи мои
возликовали: «О! Это такой театр! Это лучший театр в нашем городе!» И все как-то разом
заговорили о тюзе, которым руководил Киселев. Меня тогда сильно поразило, что разговор
шел не о драмтеатре, а о тюзе, что тюз составляет театральную славу Саратова…
На всю жизнь запомнил, как однажды приехал в Саратов, чтоб посмотреть другой спектакль по
моей пьесе, очень сложной для детской аудитории. В Москве эта пьеса шла во взрослом театре
в постановке знаменитого Анатолия Эфроса. Это были «Мальчики» или «Брат Алеша» – моя
инсценировка, сделанная по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Так вот, я сидел в
Саратове в зрительном зале тюза, смотрел очень сложный спектакль и, подумать только, зал
погружен был в глубочайшую тишину, зал внимательно вслушивался в сложнейшие диалоги.
Весь спектакль так – от начала до финального шквала аплодисментов – на одном дыхании!
После спектакля я спросил: «А что это за дети у вас сегодня были в театре?» К моему
удивлению отвечают, что спектакль шел для детей из местных, окрестных деревень. Это
сидели сельские мальчишки и девчонки… Колдовской силы спектакль!..
Я думаю, что Саратовский тюз – большая сила воспитания детей и подростков. Переоценить
это невозможно. Поколение, воспитанное тюзом, оно более стойкое и более человечное, чем
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45