-
Рекомендуем - "Письмо" или "ПОМПИНИЯ" или
Закончили стелить. Неловкая пауза.
КЛОДИ. Скоро каникулы. Какие у тебя планы?
КАРЛ. Мы с мамой собираемся провести их дома.
Клоди, покивав, закуривает и предлагает сигарету Карлу, но он жестом отказывается.
КЛОДИ. Дома – это где?
КАРЛ. В Огайо.
КЛОДИ. А где Огайо?
КАРЛ. В самом…
КЛОДИ (перебивает). Это не так неважно.
Пауза.
Соскучился по дому?
Он уклончиво пожимает плечами.
Мне будет тебя не хватать. Ладно, хватит разговоров! Иди в ванную первый.
Он стоит в замешательстве.
А знаешь, я, пожалуй, смогу тебе что-нибудь подобрать.
КАРЛ. Мне, правда, ничего…
КЛОДИ. Ну-ка. (Измеряет ширину его плеч.)
КАРЛ. Я могу спать в трусах и в майке.
Он уходит в ванную. Клоди разглаживает простыню. Хочет унести выпивку, но затем передумывает и подливает себе вина.
Слышно, как льется вода в умывальнике.
КЛОДИ потягивает вино, сидя на кушетке. Берет в руки Боннара, листает альбом.
Зашумел сливной бачок. Возвращается КАРЛ.
КАРЛ (широкий жест). Путь свободен!
КЛОДИ (не отрываясь от альбома). Мой бойфренд, он же мой учитель, дал всему классу задание – написать эссе об искусстве. Я выбрала Боннара. Я описала эту картину так, как это сделал он.
Подняв глаза на Карла, затягивается сигаретой.
Работа вернулась вся в красных пометках. «Где исторический фон? Библиография? Авторский взгляд? Это же эссе, а не сентиментальная прогулка!» (Качает головой, тихо посмеиваясь.) А вверху написал: «У тебя своя голова на плечах!»
Закрыла альбом. На лице Карла сочувствующая улыбка.
Учителя, что с них возьмешь! (Вздохнула.) Ты все? (Он кивает.) Тебе что-нибудь нужно? (Он мотает головой.) Тогда спокойной ночи.
КАРЛ. Спокойной ночи.
Она подходит к нему вплотную. После секундного колебания протягивает ему руку.
КЛОДИ. Спокойной ночи.
Они обмениваются рукопожатием, и она уходит в ванную.
Он щелкает выключателем. Теперь свет проникает в комнату из прихожей и из ванной. Карл быстро снимает брюки и рубашку и ныряет под одеяло.
Сразу входит КЛОДИ, по-прежнему одетая, и направляется к столику.
Вино не допила.
Пьет. Он лежит неподвижно. Она шмыгает носом в темноте, стараясь не расплакаться. Он не знает, что делать.
КАРЛ (наконец решился). С вами все в порядке?
КЛОДИ. Да. (Улыбается.) Все в порядке. (Вздохнула.) Хорошо, что я сегодня не одна. На самом деле я благодарна тебе за то, что ты остался. (Допивает вино.) Дай мне свою руку, ладонью вверх.
Она садится на постель. Он протягивает ей руку, она пальчиком щекочет его ладонь.
Знаешь, что это означает? Когда кто-то щекочет твою ладошку?
Пауза.
Это значит, что с тобой хотят заняться любовью. (Щекочет.) Вот так. Если Люси тебе так сделает… теперь ты будешь знать.
Пауза.
В классе всему не научишь.
Хочет встать и вдруг сама протягивает ему руку.
Хочешь попробовать?
Он застыл. Потрепав его по шевелюре, она встает и уходит в ванную, но тут же возвращается с халатом.
Вот. Тебе он должен быть в самый раз. Примерь.
Карлу не хочется предстать перед ней в нижнем белье, но в конце концов он вылезает из постели. Смущенно стоит, пока она помогает ему влезть в халат. Клоди, отступив на шаг, смотрит оценивающим взглядом.
Совсем другое дело. Ночью, если захочешь встать, у тебя будет вполне респектабельный вид.
КАРЛ (тихим голосом). Спокойной ночи.
В халате забирается под одеяло, пока Клоди что-то ищет среди пластинок. Приподнявшись на локтях, он наблюдает за ней.
КЛОДИ. Тебе это не помешает?
КАРЛ. Нет.
КЛОДИ. Я под музыку быстрее засыпаю.
Пауза.
КАРЛ. Я тоже.
Она ставит пластинку – звучит джаз, возможно, Чарли Паркер.
Клоди сидит на полу, с закрытыми глазами, и раскачивается в такт музыке. Подлила себе вина. Пьет.
Неожиданно вскочила, заставив Карла вздрогнуть.
КЛОДИ. Я знаю, что тебе понравится! Ты еще не спишь?
Он мотает головой.
Пойдем, покажу. Давай, давай! (Тянет его за руку.)
КАРЛ. Куда вы…
КЛОДИ (перебивает). Я покажу тебе одну книгу. В спальне.
КАРЛ. Какую еще…
КЛОДИ. Ш-ш-ш. (О музыке.) Ты послушай! Моя любимая вещь. Тебе нравится? Ты что, в халате спишь? Какой же ты смешной, Карл. Я не понимаю, ты хочешь посмотреть интересную книгу?
КАРЛ. А что это?
КЛОДИ. С картинками. (Допивает вино.) Пойдем. (Ведет его за руку к себе.)
КАРЛ. С картинками?
Скрываются в кулисе.
Музыка все играет. Через минуту Карл возвращается с альбомом.
Он обращается к зрителям.
Вот что она мне дала. «Камасутра», с цветными иллюстрациями. (Открывает книгу и зачитывает вслух.) “С учетом длины полового члена, встречаются три разновидности мужчин – «зайцы», «быки» и «жеребцы». Женщины, в зависимости от глубины влагалища, делятся на «косуль», «кобылиц» и «слоних»”.
Пауза.
“Таким образом, между партнерами возможны три гармоничных союза и шесть дисгармоничных – см. таблицу”. (Он разворачивает книгу и показывает зрителям таблицу, после чего зачитывает дальше.) “Гармоничный союз: «заяц» – «косуля», «бык» – «кобылица», «жеребец» – «слониха». Дисгармоничный…”
Остановился.
Собственно, прочтите сами. Эта книга, как я потом узнал, довольно популярна. (Закрыл альбом, выключил музыку.) Короче, у нее в спальне мы «прошли» «Камасутру». И еще разные «пособия, представляющие социо-культурный интерес».
Пауза.
Мы лежали на животе в ее кровати и разглядывали картинки. Потом она сказала, что ей надо почистить зубы… и вернулась совершенно голая. Она перевернула меня на спину и немного помучилась со шнуром, который я завязал узлом.
Пауза.
Стены у нее были оклеены обоями – такой бело-голубой цветочный орнамент. Я так и не понял, какие это были цветы, потому что сразу закрыл глаза.
Пауза.
И перестал дышать. По крайней мере мне так казалось. В тишине я слышал, как колотится сердце.
Пауза.
Она села сверху, и все сделала сама. Я крепко зажмурился. Лежал, вытянув руки вдоль туловища. Боялся пошевелиться.
Пауза.
Она еще ничего не успела, как все произошло. Я думал, она сразу слезет, но она почему-то не торопилась. Я разжал веки. Она улыбалась.
Пауза.
Потом она ушла…
Пауза.
Полилась вода. Я решил, что она собирается принять ванну, но тут она меня позвала.
КЛОДИ (из кулисы). Карл!
Пауза.
КАРЛ. Ванна, оказывается, была для меня. Когда я вошел, она вытиралась влажной салфеткой, поставив ногу на стул. Уже потом, много лет спустя, до меня дошло, что передо мной была ожившая картина Боннара.
Пауза.
Когда я вошел в ванную, она мне подмигнула. Сказала, что я очень красивый.
Пауза.
Она продолжала вытираться, и ее серебряный крестик болтался между грудей.
Пауза.
Оказавшись снова в кровати, я по привычке лег на живот. Она обняла меня, а ногу положила сверху. Так и уснула.
Пауза.
И опять-таки через много лет до меня дошло: ей тогда нужен был не я… просто кто-то рядом.
Пауза.
Уже рассвет пробивался сквозь тонкие шторы, а я все боялся пошевелиться, и только когда почувствовал, что ее пальцы начинают оживать, перевернулся на спину. И снова она все сделала сама, и все опять произошло очень быстро… как ночью.
Пауза.
Но в этот раз я не стал зажмуриваться и все разглядел. Нежную шею. Влажный полуоткрытый рот. То есть не все, нет. Ниже я не смотрел. Может показаться странным, но мне казалось, что это будет нехорошо. (Он начинает одеваться.) Первый поезд был около шести, но я не спешил. Она ведь обещала накормить меня завтраком.
Пауза.
Кажется, она про это забыла.
Пауза.
Я сделал себе кофе, намазал булку плавленым сыром и стал изучать ее книги и пластинки. Я старался не попадаться ей на глаза, ожидая в любой момент услышать: «Карл, ты еще здесь?»
Пауза.
Но она так не сказала.
КАРЛ сидит на полу, перебирая пластинки. Одну он поставил, зазвучала негромкая музыка.
Раздается стук в дверь. Карл в растерянности поворачивает голову в сторону ванной.
Повторный стук. Из ванной выглядывает Клоди с мокрыми волосами, в коротеньком халате.
КЛОДИ. Карл, ты не откроешь?
Снова скрывается. Стук. КАРЛ идет открывать дверь.
Возвращается он вместе с Рут, соседкой Клоди, тридцатилетней американкой, непричесанной, неряшливо одетой, ни грамма косметики.