-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
33.Я упускаю удобный случай часто из-за того, что) недостаточно быстро принимаю решение.
34.Есть очень много вещей, от которых я легко раздражаюсь.
35.Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в течение дня.
36.Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.
37.Из-за волнения у меня часто пропадает сон.
38.Меня можно назвать человеком, полным надежд.
39.Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.
40.Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).
41.Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать все, что нужно.
42.Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.
43.Утром после пробуждения я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.
44.Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.
45.У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.
46.В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.\
47.Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.
48.у меня очень большая выносливость к умственной работе.
49.Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.
50.Я смотрю в будущее с полной уверенностью.
51.Я очень часто теряю терпение.
52.Люди разочаровывают меня.
53.Мне все быстро надоедает.
54.Мне кажется, что я близок к нервному срыву.
55.Я часто испытываю общую слабость.
56.Мне часто говорят, что я вспыльчив.
57.Меня утомляют люди.
Приложение 11.4 ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО (полностью)_________________________________________
Число, мес, г. р.___________________________________________
Пол. _________________________________________________________
Образование_____________________________________________
Должность.__________________________________________________
Дата опроса______________________________________________
Рекомендуемая литература
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. СПб., 2003.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
Занятие 12. Диагностика чувственного тона настроения
Л. В. Куликов
Вводные замечания. В эмоциях может быть выражено отношение к конкретной ситуации, к определенному объекту или явлению, к поступку или поведенческому акту другого человека, оценка собственного поступка, поведения. Чувства же отражают отношение к достаточно продолжительной по времени жизненной ситуации, к другому человеку или к себе в целом.
Эмоции с большей определенностью проявляются в психическом и физическом состоянии индивида. Они имеют более явные временные характеристики; легче зафиксировать моменты их возникновения и угасания. Чувства проявляются более опосредованно, поэтому труднее для наблюдения и самонаблюдения. Это обстоятельство заставляет психологов в диагностике последних опираться на субъективные оценки человека.
Чувства — важнейшая составляющая системы отношений индивида к миру людей, к себе самому, к окружающей его живой и неживой природе. В них отражена значимость явлений и объектов действительности, связанных с потребностями и мотивами личности, а также и возможность удовлетворения данных потребностей. Чувства и эмоции выполняют регулятивные и оценочные функции (принятие или непринятие людей, объектов, событий и т. д.).
Сложность системы отношений личности сказывается в большом и противоречивом многообразии чувств. Слияние их образует чувственный тон отношения к любому значимому событию, человеку, группе, объекту, — неотъемлемую часть внутреннего мира личности и одновременно составляющую актуального и доминирующего психического состояния. Диагностика и описание сферы чувств важны для очень многих психологических исследований, преследующих научные, прикладные или практические цели. Например, выявление ее хактеристик позволяет дать более точное и полное психодиагностическое заключение о внутриличностном конфликте, спрогнозировать его и развитие, найти оптимальные методы в психокоррекционной и консультативной практике.
Цель занятия. Диагностика чувственного тона настроения участников занятия, анализ обусловливающих его факторов, выявление ряда характеристик сферы чувств личности, оценка гармонии чувств как составляющей потенциала сохранения психического и физического здоровья.
Методика. Для диагностики чувственного тона настроения используется методика «Профиль чувств настроения» (ПЧН).
Назначение методики. Методика позволяет выявить структуру чувств индивида, силу того или иного чувства, доминирование одной из трех групп чувств — гедонических, астенических, меланхолических. Речь при этом идет о структуре чувств, отмечаемых в настоящее время. Настоящее время — более широкий интервал, чем актуальный момент. Обращаясь к абсолютным величинам, следует учитывать, что для большинства людей протяженность настоящего времени составляет как минимум несколько недель. Данные, получаемые с помощью этой методики, могут быть полезны для ранней диагностики дисгармонии личности, для прогноза динамики психических состояний.
Шкалы. Каждая шкала — одна из трех групп чувств, включенных в регуляцию психического состояния индивида и определяющих динамику состояний:
гедонические чувства (удовольствия, наслаждения);
астенические чувства (бессилия, смятения, немощи);
меланхолические чувства (гнетущие, дистимические).
Название «гедонические» образовано от древнегреч. hedone — «удовольствие, наслаждение». Эту группу можно было бы назвать «приятные чувства» или «чувства удовольствия, удовлетворения».
Термин «астения» происходит от древнегреч. astheneia — «бессилие, слабость». Им обозначают состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью и чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Чувства немощи, смятения — русские аналоги названия данной группы чувств.
Меланхолией когда-то называлась депрессия. Сейчас этот термий нередко используют в качестве обобщенного определения психопатологических состояний с плохим настроением. Чувства данной группы характерны для депрессивных расстройств разной природы и глубины. Близкие по смыслу к меланхолии — варианты «гнетущие», «дистимические» чувства.
Итак, гедонические чувства (обозначение шкалы — «Гедон.»): удовольствие, уверенность, радость, счастье, удовлетворенность, интерес, раскрепощение, спокойствие, бодрость, восторг. Астенические (обозначение шкалы — «Астен.»): растерянность, скованность, страх, тревога, бессилие, тщетность, неудовлетворенность собой, напряжение, усталость. Меланхолические (обозначение шкалы — «Меланх.»): тоска, печаль, грусть, уныние, разочарование, скука, досада.
Процедура обследования и обработка данных. Каждый обследуемый получает текст опросника и лист для ответов (см. приложения 12.1, 12.2). Первым шагом обработки результатов является подсчет трех сумм баллов для трех шкал. Это делается простым арифметическим сложением баллов по каждому пункту, входящему в соответствующую шкалу. Таким образом, получаются первичные оценки. В листе для ответов пункты трех шкал скомпонованы в три столбца, поэтому ключ для обработки не требуется. Производя сложение чисел в столбце, надо записывать сумму в свободную клетку справа от символа данной шкалы.
Полученные баллы обычно называют «сырыми». Далее они переводятся в стандартные оценки с использованием таблиц перевода. Нормы при этом рассчитаны отдельно для мужчин и женщин (табл. 12.1,12.2).
Стандартные оценки облетают определение отличий каждой группы чувств по качеству (в большую или меньшую сторону от среднего Уровня) и количеству.
Интерпретация данных. При интерпретации полученных данных следует учитывать те трактовки гедонических, меланхолических и астенических чувств, которые были даны нами выше, а также описания и характеристики чувств, имеющиеся в психологической литературе.