-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
Покажем все на конкретном примере. Вычисленная на нормативной выборке средняя величина равна 2,96, ее доверительный интервал -95,0% — 2,59, а доверительный интервал +95,0% — 3,32. Предположим, полученное нами в каком-либо измерении значение равно 3. Оно свидетельствует об отсутствии отличий, поскольку 3 больше нижней (2,59) и меньше верхней границы (3,32), т. е. укладывается в вилку доверительных интервалов. Полученный балл 2 или 1 означает, что измеренный у данного испытуемого параметр выражен существенно слабее, чем у большинства обследованных автором методики (для нормативной выборки). Балл 4 и выше показывает, что измеренный у данного испытуемого параметр выражен намного сильнее, чем у большинства обследованных автором методики (для нормативной выборки). При сравнении групповых результатов баллы, скорее всего, будут дробными, а не целыми, но принцип сравнения остается прежним.
Контрольные вопросы
1.Что такое чувственный тон настроения?
2.Охарактеризуйте кратко группы чувств.
Приложение 12.1 ОПРОСНИК пчн
Инструкция. Вспомните, пожалуйста, о тех чувствах, которые вы испытывали за последние недели. Читая приведенный ниже перечень, оцените, насколько эти чувства были сильны. Исходите из того, что человек может одновременно испытывать множество различных чувств. Силу их проявления оцените по 7-балльной шкале: 1 — очень слабое чувство; 2 — слабое чувство; 3 — сила чувства несколько ниже средней величины; 4 — сила чувства средней величины; 5 — сила чувства несколько выше средней величины; 6—сильное чувство; 7 — очень сильное чувство. Если какое-либо чувство совсем не возникало, то напишите в соответствующей ячейке О. Запишите выбранные баллы в листе для ответов рядом с порядковыми номерами чувства. Просим в самом опроснике ничего не писать и не подчеркивать.
Не пропускайте ни одного пункта опросника. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите рядом новую:
1.Восторг.
2.Бодрость.
3.Раскрепощение (свобода).
4.Спокойствие.
5.Интерес.
6.Удовлетворенность.
7.Счастье.
8.Радость.
9.Уверенность.
10.Удовольствие.
11.Усталость.
12.Напряжение.
13.Неудовлетворенность собой.
14.Бессилие.
15.Тщетность (напрасность ожиданий, безуспешность стремлений).
16.Тревога.
17.Страх.
18.Скованность.
19.Растерянность.
20.Досада.
21.Скука.
22.Разочарование.
23.Уныние.
24.Грусть.
25.Печаль.
26.Тоска.
Теперь отметьте, какого рода события происходили с вами за последние недели. Прочтите приведенные ниже варианты ответа и выберите один или несколько из них. Напишите номер выбранного варианта в пункте 27 листа для ответов. Если события были разнообразны и вы выбираете более одного варианта ответа, напишите выбранные номера в порядке Убывания значимости (так, чтобы на первом месте был наиболее значимый) в последующих пунктах — 28 и 29. 27 (28, 29). В последнее время у меня произошли:
1—драматические, печальные события;
2— неприятные события;
3— приятные события;
4— очень радостные события;
5— примечательных событий не было.
6
Приложение 12.2
ВАРИАНТ КОМПЛЕКСНОГО БЛАНКА ДЛЯ ДВУХ МЕТОДИК.
ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ
ФИО (полностью)___________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________
Пол_______________________________________________________
Образование._______________________________________________
Должность _______________________________________________
Дата опроса________________________________________________
Рекомендуемая литература
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. СПб., 2003.
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
Занятие 13. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта
Л. В. Куликов
Вводные замечания. Без психологической устойчивости невозможны и сохранение здоровья, и поддержание работоспособности, и успешная самореализация. Многим психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют снижение настроения, переживания неблагополучия, негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероятности, что из разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жизнью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья.
В научной и популярной литературе нередко можно встретить словосочетание эмоциональный комфорт». Данное выражение имеет метафорическое содержание, что затрудняет его использование в качестве одного из центральных понятий при описании субъективного мира личности. В большинстве словарей комфорт истолковывается достаточно определенно — как «удобство, удобные условия». Поэтому, характеризуя эмоциональную жизнь личности, приходится опираться на его переносный смысл. Для научного термина такое качество следует оценивать как недостаток. Обычно понятия, основанные на метафорах, затрудняют развитие теории, включающей их в свой понятийный аппарат. Однако следует признать, что у данного понятия есть достаточно ясный смысл, интуитивно угадываемый и совпадающий в научной и в обыденной лексике. Кроме того, в настоящее время, пожалуй, нет строгого научного понятия для описания эмоциональных характеристик благополучия. В данном понятии угадывается акцент на субъективной стороне состояния личности, поскольку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути явления внутренние.
Цель занятия. Выявление и анализ причин эмоционального дискомфорта, отмечаемого у участников занятия, и факторов, которые его обусловливают.
Оснащение. Для диагностики доминирующего настроения на занятии используется анкета «Причины эмоционального дискомфорта» (ПЭД). Методика позволяет определить уровень и наиболее значимые источники эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых), которые действуют постоянно или относительно постоянно.
Порядок работы. Учащимся предлагается прочитать инструкцию и затем оценить степень беспокойства, доставляемого каждой из перечисленных причин. Для оценки используется 7-балльная шкала. Выбранные баллы записываются.
Обработка результатов опроса и интерпретация полученных данных должны включать качественный и количественный анализ. Сначала необходимо, сопоставляя силу отдельных причин беспокойства, провести их сравнительный анализ, что позволит выявить доминирующие по силе причины беспокойства.
Можно также сопоставить балл той или иной причины беспокойства со средней величиной, полученной нами при апробации данной анкеты (табл. 13.1).
Обозначения. Средняя — средняя величина; -95,0% и +95,0% — доверительные интервалы средних величин.
Далее в ходе качественного анализа надо сравнить состав доминирующих причин беспокойства у респондентов, а также учесть характер пРичин, их принадлежность к той или иной сфере бытия личности.
В ходе количественного анализа подсчитывается средняя величина баллов по всем пунктам анкеты.
Затем учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления числовые данные обследования. После этого они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Рекомендуется попросить партнера прокомментировать наиболее высокие оценки. Например, спросить, в чем именно заключается переживаемый внутренний конфликт, — какие конкурирующие мотивы, цели, ценности его порождают. Или поинтересоваться, что именно в своем внешнем виде его; беспокоит более всего.
Основное внимание нужно уделить личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми в доминировании той или иной причины дискомфорта или способствовали повышению чувствительности к ней. Может оказаться продуктивной попытка проанализировать основные события последнего времени и их влияние на эмоциональный комфорт или дискомфорт.