-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Контрольные вопросы
1.Почему важно своевременно выявлять эмоциональный дискомфорт?
2.Какие причины для выявления эмоционального дискомфорта часто оказываются наиболее сильными?
Приложение 13.1
АНКЕТА «ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА»
Оцените по 7-балльной шкале степень беспокойства, доставляемого вам каждой из перечисленных в перечне причин:
1—очень слабое беспокойство;
2— слабое беспокойство;
3— сила беспокойства несколько ниже средней;
4— сила беспокойства средняя;
5— сила беспокойства несколько выше средней;
6— сильное беспокойство;
7— очень сильное беспокойство.
Вашим ответом будет выбор одного из баллов — 1 2,3,4, 5, 6 или 7. Запишите его в свободную клетку. Не пропускайте ни одного пункта анкеты. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную и запишите справа новую. Напишите свою фамилию в верхней части листа для ответов. Вместо фамилии можете написать любой псевдоним
№
Причины беспокойства
Балл
1
Неприятные соседи
2
Забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи
3
Раскаяние по поводу прошлых решений
4
Раздумья о смысле жизни
5
Беспокойство, вызванное внутриличностным конфликтами (противоречивыми желаниями, стремлениями, обязанностями перед людьми)
6
Перегруженность делами
7
Проблемы с подчиненными
8
Проблемы в общении с сотрудниками [коллегами) на работе
9
Столкновения с начальством
10
Беспокойство о надежности места работы
11
Проблемы с местом работы из-за своей половой принадлежности
12
Неудовлетворенность своей работой
13
Чувство одиночества
14
Трудности в выборе жизненного пути
15
Финансовая ненадежность положения семьи (или собственного положения)
16
Трудности с возможностью выразить себя
17
Физический недуг (какое-либо расстройство организма, телесный дефект)
18
Неудовлетворенность внешним видом
19
Заботы о своем здоровье (в целом)
20
Недостаточность отдыха
21
Сексуальные проблемы
22
Проблемы с сексуальным партнером
23
Нехватка времени для семьи
24
Проблемы с родителями
25
Проблемы с детьми
26
Перегруженность семейными обязанностями
27
Неудовлетворенность отношениями с друзьями и приятелями
28
Трудности в отношениях со сверстниками противоположного пола
29
Недостаток активности, энергии
30
Растущие цены
31
Проблемы с покупками
32
Проблемы с транспортом
33
Осуждение и дискриминация со стороны других
34
Беспокойство по поводу обстановки в стране
Назовите другие причины беспокойства, не вошедшие в этот перечень,
и оцените их силу: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература
Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических с стояний, чувств и психологической устойчивости личности. Оп сание методик, инструкции по применению. СПб., 2003.
Занятие 14. Методика снятия усталости
С. М. Шингаев
Вводные замечания. Напряженность, высокая интенсивность работы, с которой сталкивается подавляющее большинство профессионалов в современных условиях, приводит к тому, что, приходя с работы, человек буквально валится с ног. Каждый день он испытывает большую усталость, накапливающуюся со временем; и от нее не спасает даже длительный отдых. Не случайно синдром «хронической усталости» (СХУ) в конце XX в. был официально признан болезнью. Его возникновение вызывается многими факторами, главная причина — работа иммунной системы в режиме длительного напряжения. В профилактике умственного переутомления, улучшении кровоснабжения головного мозга существенная роль отводится физическим упражнениям. На сегодняшний день разработаны специальные их комплексы для представителей различных профессиональных групп, в том числе и для тех, кто занимается умственным трудом. Особое место отводится упражнениям для зрительного и вестибулярного органов чувств. Оптимальная работоспособность их необходима не только для успешной учебной деятельности, но и любой другой, связанной с большим эмоциональным напряжением.
Цель занятия. Овладеть навыками снятия усталости, отдыха и тренировки зрительного и вестибулярного органов чувств.
Методика. Для психодиагностики используется анкета САН («Самочувствие—активность—настроение»), позволяющая оценить субъективную успешность проведенного занятия.
Примечание. Успешность проведения занятия обеспечивается наличием комфортных условий в помещении, где оно проходит (отсутствие источников постороннего шума, проветривание, удобное индивидуальное место для каждого участника).
Порядок работы. Программа занятия включает комплекс упражнений, которые можно разучивать как в группе, так и индивидуально. Для отдыха и тренировки вестибулярного органа чувств исполь-3Уются следующие упражнения:
1.Медленные повороты головы (7-10 поворотов вправо и влево).
2.7-10 наклонов головой вперед-назад.
3.Медленное вращение головой вправо и влево.
4.Круговое движение туловища вокруг вертикальной оси.
5.Кружение, подобное вальсированию.
Каждый вид движения выполняется в течение 1 мин; затем следует пауза (5 с), после чего выполняется следующее движение. Вначале темп движения медленный (одно движение за 2 с), затем постепенно увеличивается (до 2 в секунду).
Если вы долго читали, писали и чувствуете, что устали глаза (иногда они начинают слезиться), устройте 10-минутный перерыв. Снять усталость помогают такие упражнения:
1.Крепко зажмурить глаза на 3 с, затем открыть на такое же время (повторить 5-7 раз).
2.Выполнить несколько медленных движений глаз по кругу в одну, j другую сторону (5-7 раз).
3.Посмотреть вдаль на линию горизонта, затем медленно перевести J взгляд на кончик носа (5-7 раз).
4.Сделать несколько поворотов глазных яблок вправо-влево (5-7 раз), а также вверх-вниз (5-7 раз).
5.Помассировать глаза тремя пальцами каждой руки:
1)легко нажать пальцами на верхнее веко каждого глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век, а потом снова легко нажать (упражнение проводить в течение 30 с, болезненных ощущений при этом быть не должно; нажимать надо с разной частотой, дыхания не задерживать);
2)сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца в течение одной минуты.
6.При закрытых веках поднять глаза кверху, опустить вниз, повернуть вправо, затем — влево.
7.Интенсивно поморгать в течение 1-2 мин.
Некоторые из этих упражнений можно выполнять и во время коротких перерывов в процессе учебы или работы.
Следует отметить, что умственная работа часто связана с необходимостью долго сидеть в неподвижном положении, а это приводит к , напряжению мышц спины, затылка. Для профилактики явлений гиподинамии и снятия эмоционального напряжения рекомендуется несколько упражнений, связанных с периодическим напряжением и расслаблением мышц:
1.Сядьте, выпрямите корпус, плечи отведите назад и опустите, сильно напрягите мышцы спины, сведите лопатки. Оставайтесь в таком положении, мысленно считая до 10, затем медленно расслабьте мышцы (дыхание произвольное)!
2.Сядьте, сделайте полный выдох, сокращая мышцы живота и втягивая брюшную стенку внутрь. Оставайтесь в таком положении 5-7 с, затем медленно сделайте вдох, выпячивая брюшную стенку вперед (повторите упражнение 7-10 раз).
3.Сядьте, сильно сократите ягодичные мышцы и за счет этого слегка приподнимитесь. Сохраняйте эту позу в течение 7-10 с, затем медленно расслабьтесь (дыхание свободное, повторите упражнение 5-7 раз).
4.Сядьте, выпрямите ноги и сильно напрягите их, не отрывая от пола. Оставайтесь в этом положении 7-10 с, затем медленно расслабьтесь (дыхание свободное).