-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России. Прошедший период был отмечен выходом специальных научных журналов в данной области знаний, статей, учебных пособии и монографий. В 2003 г. под редакцией профессора Г. С. Никифорова вышел первый в России учебник «Психология здоровья» и в том же году под его руководством была создана первая в России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге.
Настоящий труд — первый опыт издания практикума по психологии здоровья в нашей стране. Его вполне можно рассматривать как практическое дополнение к упомянутому выше учебнику. В содержание практикума вошли темы, относящиеся к числу особенно важных направлений исследования в современной психологии здоровья. К ним относятся: оценка здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях; психические состояния и здоровье; личностные аспекты здоровья; образ жизни; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности.
В практикуме представлены как уже хорошо известные и апробированные методики, так и оригинальные, разработанные авторами практических занятий. В подготовке данной работы приняли участие в основном преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В подготовке данного пособия приняли участие следующие авторы: Л. И. Августова, канд. психол. наук, доцент; Е. Ю. Березняк, магистр психологии; Р. А. Березовская, канд. психол. наук, доцент; Я. Е, Водопьянова, канд. психол. наук, доцент; А. С. Галицкий, канд. пед. наук; Я. Я. Гурвич, д-р психол. наук, профессор; Д. Я Давидепко, д-р биол. наук, профессор; 3. Ф. Дудчепко, канд. психол. паук, доцент; Я. Л. Ильина, канд. психол. наук, доцент; О. П. Исакова, ассистент; А. И. Колчев, д-р мед. наук; Л. В. Куликов, д-р психол. наук, профессор; А. Г. Маклаков, д-р психол. наук, профессор; Г. С. Никифоров, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор; Б. В. Овчинников, д-р мед. наук, профессор; Я. Е. Пурнис, аспирантка кафедры психологии СПбГАСУ; Е. А. Соловьева, канд. психол. наук, доцент; Ю. И. Филимоненко, канд. психол. наук, с. н. с; С. М. Шишаев, канд. психол. наук, доцент; М. В. Штейн, ассистент.
Часть I
Физическое, психическое и социальное здоровье
Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода)
Д. Н. Давиденко
Вводные замечания. В процессе эволюции сформировались два механизма энергетического обеспечения физиологической (особенно мышечной) деятельности. Более древним, соответствующим периоду, когда в атмосфере было очень мало кислорода, является анаэробный механизм (т. е. без участия кислорода), или анаэробная работоспособность. Более поздний и гораздо более эффективный — аэробный механизм (т. е. с использованием кислорода), или аэробная работоспособность.
У человека представлены оба механизма, но в зависимости от мощности и продолжительности физической нагрузки их соотношение различно. При кратковременной (несколько секунд) очень напряженной деятельности включается преимущественно анаэробный механизм, при более длительной работе низкой и средней интенсивности основную роль играет аэробный механизм.
Аэробную работоспособность принято оценивать по максимальному потреблению кислорода (МПК). Всемирная организация здравоохранения рекомендует этот показатель как один из наиболее надежных методов оценки работоспособности (а следовательно, и состояния здоровья) человека.
Цель занятия. Освоить принцип определения МПК и интерпретации полученных данных.
Оснащение. Аппаратура, позволяющая давать дозированную физическую нагрузку различной мощности (например, велоэргометр, тредбан), секундомер, приборы и оснащение для сбора и количественного определения (объема) выдыхаемого воздуха, приборы для газоанализа (содержание кислорода во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе), барометр, термометр, психрометр.
Порядок работы. Разработано несколько вариантов определения МПК, выбор которых определяется техническими возможностями лаборатории и отводимым временем. В самом корректном случае испытуемым предлагается выполнить серию нагрузок, мощность которых последовательно возрастает, в процессе чего регистрируется потребление кислорода. Перед тестовой нагрузкой непременно проводится разминка. При проведении пробы обязательно учитываются пол, возраст, физическая подготовленность и состояние здоровья исследуемых лиц.
Испытуемый выполняет физические нагрузки, мощность которых ступенчатым образом повышается — от субмаксималыюй из предложенных величин до отказа продолжать — так, чтобы интервал между ними составлял 20 Вт. Частота вращения педалей на велоэргометре — 60 об./мин, длительность нагрузки — 3 мин. Между каждым сеансом должен быть достаточно длительный перерыв, позволяющий человеку полностью восстановиться. В качестве конечной величины принимается значение, когда поглощение кислорода выходит на плато. При проведении пробы обязательно нужно контролировать самочувствие и состояние обследуемого лица.
Из-за технической сложности данной процедуры часто используют непрямые методы, один из которых приводится в описании пробы
Обработка результатов. Полученную величину сравнивают с данными табл. 1.1.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит физиологическая сущность аэробной работоспособности и максимального потребления кислорода?
2.В чем заключается принцип прямого определения максимального потребления кислорода?
3.Как можно проинтерпретировать полученные значения МПК?
Занятие 2. Оценка анаэробной производительности (определение максимального кислородного долга)
Д. Н. Давиденко
Вводные замечания. При выполнении работы, предполагающей высокую мощность, системы доставки кислорода не обеспечивают потребности энергетических процессов, в тканях накапливаются недо-окпсленные продукты и после прекращения нагрузки у человека сохраняется гипервентиляция (одышка), благодаря которой и восполняется нехватка кислорода. Она оценивается путем определения максимального кислородного долга (МКД).
Цель занятия. Ознакомиться с принципом определения МКД и интерпретацией полученных результатов.
Оснащение. Аппаратура для дозированной физической нагрузки (велоэргометр, тредбан), секундомер, приборы для сбора и анализа выдыхаемого воздуха на содержание кислорода, термометр, психрометр.
Порядок работы. Исследование проводится у физически здоровых людей с разной степенью физической подготовленности. Поскольку в этом исследовании используются нагрузки субмаксимальной или даже предельной мощности, то результат зависит от уровня мотивации и волевых качеств обследуемого лица.
Нагрузка при определении МКД должна быть такой, чтобы ее предельное время составляло примерно 1-3 мин, т. е. субмаксимальной мощности.
После завершения работы в мл/мин или мл/мин/кг измеряют излишек потребления кислорода, сравнивая с состоянием покоя. В течение 30-45 мин получают совокупность из 10-15 значений, на основании которых рассчитывают МКД1 .
Оценка результатов. Оценка индивидуального значения МКД должна учитывать пол и возраст исследуемых, их физическую подготовленность, характер физических нагрузок. У взрослых, не занимающихся спортом мужчин 20-35 лет величина МКД обычно не более 70-110 мл/кг, с возрастом эта величина снижается примерно на 1% в год. У женщин МКД ниже, чем у мужчин, в среднем на 30-40%.
Если человек систематически занимается спортом, МКД может увеличиваться в 2 раза и более, достигая у отдельных спортсменов, специализирующихся в беге на 400-1500 м и в подобных этим упражнениях, более 250-300 мл/кг.
Следует обратить внимание, что определение МКД требует максимальной мобилизации функциональных резервов адаптации организма, а следовательно, и мер предупреждения возможных осложнений.