-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
Вводные замечания. Одним из интересншших вопросов при изучении геронтолошческих аспектов психологии здоровья является определение истинного возраста человека. В современной науке принят многомерный подход к изучению данного аспекта как дифференцированного показателя периода человеческой жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, психологического и социального возраста, юскольку календарный возраст (еще он обозначается в качестве хронологического или паспортного) не отражает в полной мере характеристики человеса как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности Понятия биологического и календарного возраста давно разделяются, поскольку последний не характеризует в достаточной степени истижное состояние организма. Это обстоятельство весьма существенно, е~о необходимо учитывать, Делая прогноз о предстоящих изменениях в состоянии организма, определяя перспективу физического здоровья человека.
Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человзка и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.
Определяя психологический возраст как меру психологического прошлого человека, субъективной реализованноети психологического времени личности, можно выявить его особенности:
1.Психологический возраст — это характгристика человека, которая измеряется согласно его внутренней гистеме отсчета времени.
2.Психологический возраст принципиально обратим, т. е. человек может «молодеть», когда расширяется п< ихологпческое будущее, сокращается психологическое прошлое или увеличивается предполагаемая продолжительность жизни.
3.Психологический возраст многомерен, т. е. он может отличаться в разных сферах жизнедеятельности.
Зная свой психологический возраст, человек способен сознательно изменять соотношение перспективных и ретроспективных элементов в субъективной картине жизненного пути. Это особенно важно, когда речь идет об искаженной жизненной перспективе, о неоправданном оптимизме или пессимизме, мера проявленности которых рассматривается как значимая личностная характеристика. Постановка новых, реально достижимых целей, формирование планов на будущее оказываются существенным моментом в обеспечении психического здоровья и долголетия человека.
Существуют различные способы оценки психологического возраста. Одним из них служит процедура оценивания интервалов жизни длительностью в 5 лет, предложенная Е. И. Головахой и А. А. Кро-ником.
Цель занятия. Овладение способом оценки психологического возраста с помощью процедуры оценивания пятилетних интервалов жизни и сопоставление его с календарным возрастом человека.
Оснащение. Для проведения занятия необходим бланк с таблицей «Оценивание насыщенности пятилетних интервалов» (табл. 19.1).
Порядок работы. Испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале каждый пятилетний интервал своей жизни (как прожитой, так и будущей) по степени насыщенности значимыми событиями и занести результаты в таблицу. При этом каждый опрашиваемый самостоятельно определяет желаемую для себя продолжительность жизни, что также отражается в таблице.
Обработка и интерпретация результатов. По результатам заполн ния таблицы подсчитываются два показателя:
степень реализованноети психологического времени (Рвр);
психологический возраст (ПВ).
Показатель реализованности психологического времени определяется через соотношение суммарной степени насыщенности по про той жизни к степени насыщенности событиями жизни в целом:
Упрож
Рвр = ----------- ,
Увся жизнь
где У прож — сумма баллов по прожитой жизни; Увся жизнь — сумма баллов по всей жизни (по всей таблице).
Психологический возраст определяется как
ПВ = ПЖ × Рвр
где ПЖ — ожидаемая продолжительность жизни, Р — реализован-ность психологического времени.
Психологический возраст будет тем больше, чем меньше человек ожидает прожить и чем в большей степени реализовалось его психологическое время.
Таблица 19.1
Оценивание насыщенности пятилетних интервалов
Полученный психологический возраст человека сопоставляется с его календарным возрастом, что позволяет сделать следующие заключения:
1.Если психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов.
2. Если психологический возраст «меньше» реального, это показа тель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что вс еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек р полагает в действительности.
3.Если психологический возраст «больше» реального, можно ворить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию пла-j] нов на будущее.
Поскольку психологический возраст принципиально обратим! целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что являет-, ся предпосылкой рационального использования личностью времен! своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается многомерный подход к определению возраста?
2.Как определяется понятие «психологический возраст личности»;
3.Каковы специфические особенности психологического возраста?
Рекомендуемая литература
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев,] 1984.
Занятие 20. Экспресс-диагностика типов темперамента
А. И. Колчев, Б. В. Овчинников
Вводные замечания. Индивидуальные свойства темперамента могут оказывать существенное влияние на здоровье человека. Первоначально на это указывал еще Гиппократ. В концепции четырех темпераментов как типов высшей нервной деятельности, развитой И. П. Павловым, особое место отводится сангвинику — сильному, подвижному и уравновешенному типу, обладающему максимальном «потенциалом здоровья». Противоположностью его выступает меланхолик, для которого характерны слабые процессы возбуждения и торможения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Следовательно, адаптивные ресурсы меланхолика минимальны, что требует от него особых усилий по поддержанию собственного здоровья. Остальные два типа — флегматик и холерик, отличаясь иными особенностями, занимают на шкале общей адаптивности промежуточное положение.
В одной из современных систем типологии темперамента, разработанной американским ученым Д. Кейрси, предполагается большее равноправие типов в отношении их к общему здоровью. Однако различия в динамике стрессовых реакций, установленные Д. Кейрси для каждого из этих типов, наводят на мысль об их возможных влияниях на качество и специфику течения патологических реакций. В частности, в острых стрессовых ситуациях наибольшее напряжение по сердечно-сосудистым и гормональным показателям наблюдается у представителей сенсорно-планирующего SJ-типа, что позволяет сблизить их с личностным типом А, выделенным М. Фридманом и Р. Розенманом (1974). Дальнейшие исследования показали, что в отличие от сенсорно-планирующего SJ-типа, демонстрирующего психосоматические реакции, представители интуитивно-чувственного NF-тнпа проявляют в острых стрессовых ситуациях эмоциональные реакции предневротической направленности. Однако в условиях длительного тяжелого стресса представители SJ- и NF-типов существенно превосходят сенсорно-интуитивных SP и интуитивно-логических NT, Испытывающих дискомфорт и проявляющих признаки астении.
Таким образом, индивидуальные свойства темперамента оказывают влияние на возникновение и течение болезней, обусловленных стрессом. Темперамент также проявляется в образе жизни человека, косвенно влияя на формирование здоровых и вредных привычек, режим труда и отдыха, отношение к факторам риска тех или иных заболеваний. Наконец, тип темперамента придает своеобразие внутренней картине болезни и субъективной стратегии выздоровления.