-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
Существуют различные типологические подходы, класснфищН рующие людей по устойчивым психологическим качествам (свойствам темперамента). Согласно общему определению, типы представляют собой группы людей, различающиеся по одному или нескольким психологическим качествам, свойствам. Современное состояние психофизиологии и психогенетики пока не позволяет построить «глубинную» типологию темперамента, обусловленную структурно-функциональными особенностями центральной нервной системы. Существующие типологии основаны на данных наблюдения и эксперимента. Одну из них и предложил в 1950-е гг. американский психолог Д. Кейрси.
Д. Кейрси развил и дополнил концепцию К. Г. Юнга с учетом последних достижений как когнитпвно-бихевиоральной, так и экзистею циалыю-гуманистической психологии. В результате он создал прея ставление о четырех интегральных типах темперамента, различая щихся по наиболее существенным и устойчивым психологический характеристикам — от ценностно-мотивационлой структуры до нЯ блюдаемого стиля поведения. Автор выделяет четыре типа темперамента:
«Дионис» — сенсорно-импульсивный;
«Эпиметей» — сенсорно-планирующий;
«Аполлон» — интуитивно-чувственный;
«Прометей» — интуитивно-логический.
Каждый из типов, в свою очередь, подразделяется на четыре фунЯ циональных портрета, отображающих менее существенные (по сравнению с типами) психологические различия. Портреты имеют буе венные и условные словесные обозначения.
1. Люди первого, сенсорно-импульсивного, типа — это художествеНИ ные натуры, обладающие большой долей прагматизма, не склоннбЯ к сентиментальности и романтизму. Их художественное началопроявляется в мастерстве спонтанных и скоротечных коммуникаций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые и непредсказуемые элементы. Являются практическими нонконформистами, которых трудно вовлечь во все рутинное, заранее известное, скучное. Сенсорно-импульсивные лица весьма мало предсказуемы, склонны к риску, не всегда дисциплинированны, однако при этом практичны и трезво реалистичны, стабильно оптимистичны, бесхитростны, весьма активны, решительны, не тяготеют к абстрактным рассуждениям. Способности к теоретическому обучению у них, как правило, ниже средних. Их доля составляет 10% в общей популяции.
2.Представители второго, сенсорно-планирующего, типа — это мыслители-практики, их ум избегает всего неясного, они всегда думают о деле, стремясь внести в него порядок, организованность и завершенность. Склонны строго придерживаться социальных норм и стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственно серьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения, которые осознаются ими как выполнение определенных обязанностей, причем рационально обоснованных. Их можно назвать разумными конформистами. Сенсорно-планирующие лица серьезны, рассудительны, надежны, лишены особых причуд и эстетических притязаний, могут проявлять тенденцию к периодическим снижениям настроения, практичны, отчасти чопорны и пессимистичны, их способности к теоретическому обучению, как правило, средние. Они составляют 40% в общей популяции.
3.Люди третьего, интуитивно-чувственного, типа — художественные натуры, высоко чувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией и высоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение Духовным исканиям, которые могут привести к искренней религиозности. В неформальном и профессиональном общении находят наибольшее удовлетворение. Их конформизм имеет аффективно обусловленный характер, основанный на личных симпатиях и антипатиях. Интуитивно-чувственные лица весьма лабильны, эмоциональны, эстетически ориентированы, приятны в общении; 13 Увлечениях порой выходят из рамок формального поведения, Мечтательны, оптимистичны, чувствительны и чувственны, иногда даже капризны, легко заражаются чужими эмоциями. Их способности к усвоению теоретических знаний чаще средние. Они, как и второй тип, составляют 40% в общей популяции.
4.Люди четвертого, интуитивно-логического, типа — мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знанию ради знания, их «научная жилка» подталкивает к построению более или менее правдоподобных концепций не только относительно мировых проблем, но и прозаических, будничных жизненных ситуаций. К планируемым намерениям и совершаемым поступкам люди этого типа относятся как к своего рода экспериментам по проверке собственных гипотез. Отсюда проистекает их склонность к нестандартно му, рискованному в морально-этическом смысле поведению. Люд интуитивно-логического типа мало ориентированы на внешни критерии, зачастую скрытны и холодны в общении, обладают вы сокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе, не, редко характеризуются незрелой эмоциональностью, их способ ности к теоретическому обучению, как правило, выше средни Они составляют всего 10% в общей популяции.
Д. Кейрси разработал личностный опросник, который позволяе проводить экспресс-диагностику указанных типов темперамент Аналогичные результаты можно получить, используя различны версии «Типологического индикатора» (опросника) Майерс— Бриггс
Диагностика типа темперамента — важный компонент обще психологической оценки (например, в порядке экспертизы), она так же может проводиться изолированно в ходе индивидуального, труп пового и семейного психологического консультирования для новы шения его эффективности. Учет типа темперамента при формиров нии образа жизни, индивидуального стиля деятельности и общени способствует повышению стрессоустойчивости человека и сохран» нию его психического здоровья.
Цель занятия. Овладеть методом экспресс-диагностики типов те» перамента с помощью опросника Д. Кейрси.
Методика. Экспресс-диагностика типов темперамента проводите по опроснику Д. Кейрси (см. приложение 20.1). Он содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологи! ческих факторов темперамента (в рамках теоретических представлен ний К. Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:
экстраверсия—интроверсия (Е—I, от англ. Extravertion—Intmvertion);
сенсорика—интуиция (S—N, от англ. Sensation—Intuition);
логичность—чувствование (T—F, от англ. Thinking—Feeling);
решение-восприятие (J—P, от англ. Judging—Perceiving).
Мы обозначили последнюю пару как «планирование—импульсивность». Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии—интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е—I, второе и третье — к факторам S—N, четвертое и пятое — к факторам T—F, шестое и седьмое — к факторам/—Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или Ь), один из которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т. д.
Согласно представлениям Д. Кейрси, экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить коммуникацию, в то время как интровертам после интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора, «подзарядить батареи». Экстраверты в общей популяции преобладают над интровертами.