-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Апрельской ночью" или
Шкала Ус: устойчивость—неустойчивость эмоционального тона.
Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.
Шкала Уд: удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации).
Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать выбор, в котором слышен голос собственного Я. Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.
Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.
Контрольная шкала
Шкала По: «положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.
Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.
Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд получены высокие оценки — более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.
Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть все основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.
Низкие оценки — менее 40 баллов — свидетельствуют не только о высокой критичности в самооценке и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе. Насколько же сильным бывает влияние феномена социальной желательности в диагностике настроения?
Проявления феномена социальной желательности. Социальная желательность — предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим социально более желательным. Проявляется социальная желательность в том случае, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя в этом отношении привлекательным.
Использование в методике ДС внутри каждого пункта 7-балльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале По не только в понятиях искренности—неискренности. Критичность самооценивания тесно связана с самопринятием личностью. Чем оно полнее, тем положительнее образ себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние индивида: чем полнее самопринятие и больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем более приподнято настроение, благоприятнее состояние. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Данные связи двунаправленные: чем более приподнятым оказывается настроение, тем выраженнее принятие себя, меньше расхождение между реальным и идеальным Я личности.
Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. Идеальное Я существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.
Обработка результатов тестирования. Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов по всем пунктам, входящим в соответствующую шкалу.
Ключ к шкалам полного варианта ДС (ДС-8)
Ак: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.
Бо: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.
То: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.
Ра: 4,8,25,31,35,37,41′. В шкале 7 пунктов.
Сп: 5,9,10,12,21,24,30,35. В шкале 8 пунктов.
Ус: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.
Уд: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.
По: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.
В шкале Бо номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную 7-балльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, получаемая после вычитания написанного балла (в бланке ответов) из 8. Соответственно нужно использовать формулу
S = 8- М,
где М — балл, написанный испытуемым, S — балл, который войдет в сумму «сырых» баллов для данной шкалы.
Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Перерасчет баллов
Балл, написанный испытуемым
1
2
3
4
5
6
7
Балл, учитываемый при суммировании
7
6
5
4
3
2
1
Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки.
После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо перевести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» находим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же образом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для первичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д.
Построение профиля ДС. По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тексте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем какой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 11.1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отображают числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни респондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), неприятных (142), приятных (193), радостных (65 человек).