-
Рекомендуем - "Почему многие парни и мужчины выбирают услуги девушек по вызову?" или "Где купить яблоки в Спб" или
Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в до минирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целостного психического явления. Целостность состояния — весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут большинство исследователей.
Рис. 11.1. Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях
Обозначения профилей: 1 —драматические, печальные
события; 2 — неприятные события; 3 — приятные события;
4 — радостные события; 5 — примечательных событий не
было. По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат —
средние величины стандартных баллов шкальных оценок.
Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Г-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в разных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, особые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различными связями с реализуемыми наборами функций и т. д.
В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более благоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно адекватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре обследования.
Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Г-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжительнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств.
Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгармонии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологической устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добиться более полного осознания с помощью самоанализа, в доверительной беседе или в консультативном сеансе специалиста. Порядок работы. Учащиеся получают текст опросника и заполняют лист для ответов. Затем знакомятся со шкалами методики ДС, их интерпретацией, процедурой обработки данных и построения профиля.
Далее учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления профиль, построенный по данным обследования. Затем задают друг другу вопросы, отвечают на них, комментируя результаты обследования. Основное внимание следует уделить своим личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми для сохранения психологической устойчивости, переживания благополучия, удовлетворенности жизненной ситуацией или для противоположных тенденций в динамике доминирующего настроения. Может оказаться продуктивной попытка анализа основных событий последнего времени и их влияния на настроение и психическое состояние.
Контрольные вопросы
1.Что такое доминирующее настроение?
2.Каково назначение методики ДС?
3.Какова структура методики, какие параметры настроения она измеряет?
Приложение 11,1
МЕТОДИКА ДС- 8. ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ.
МУЖЧИНЫ
Выборка: 685 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет [старше 20 и младше 60 лет), практически здоровых, прошедших обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане СССР и России.
Продолжение приложения 11.2
МЕТОДИКА ДС-8.ТАБЛИЦА ДЛЯ ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ Г-БАЛЛЫ.
ЖЕНЩИНЫ
«Сырые» баллы
Нормативная выборка: 635 женщин в возрасте от 20 до 55 лет (старше 20 и младше 55 лет], практически здоровых, прошедших обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане СССР и России.
Приложение 11.3
ОПРОСНИК ДС-8
Инструкция. В опроснике приведены признаки, описывающие состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените, насколько эти признаки свойственны вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.
Не стремитесь «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены.
Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением выразите с помощью 7-балльной шкалы:
1— полностью не согласен;
2— согласен в малой степени;
3— согласен почти наполовину;
4— согласен наполовину;
5— согласен более чем наполовину;
6— согласен почти полностью;
7— согласен полностью.
Вашим ответом будет выбор одного из баллов шкалы — 1,2,3,4,5,6 или 7. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядковым номером этого пункта.
Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в самом опроснике ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную циифру и напишите справа новую.
Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите вре-0т Начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и ества можете написать любой псевдоним.
Текст опросника
1.Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.
2.Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
3.Я во всем стараюсь быть первым и лучшим.
4.Я чувствую себя в большом нервном напряжении.
5.Я тревожусь очень часто.
6.Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.
7.Я часто плохо засыпаю.
8.Повседневные трудности лишают меня покоя.
9.У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.
10.Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло.
11.Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.
12.Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.
13.Если все против меня, я нисколько не падаю духом.
14.Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.
15.Часто я чувствую себя бесполезным.
16.Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.
17.Трудные задачи у меня поднимают настроение.
18.У меня часто болит голова.
19.Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.
20.Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.
21.У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.
22.Меня легко задеть словом.
23.Я полон энергии.
24.Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня по несколько дней.
25.Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожи дает.
26.Существует конфликт между моими планами и действительность::
27.Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.
28. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю большую выносливость.
29.Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.
30.Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.
31.У меня очень часто бывает тяжесть в голове.
32.Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.