-
Рекомендуем - "Урок с Мефистофелем." или
ПЕТЕР ВАЙС
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И УБИЙСТВО ЖАН-ПОЛЯ МАРАТА,
ПРЕДСТАВЛЕННОЕ АРТИСТИЧЕСКОЙ ТРУППОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОИ ЛЕЧЕБНИЦЫ В ШАРАНТОНЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ГОСПОДИНА ДЕ САДА
Перевод Л. Гинзбурга
© «Художественная литература», 1979,
сб. «Из немецкой поэзии. Век X — век XX»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Маркиз де Сад,
шестидесяти восьми лет, исключительно тучен. У него седые волосы и гладкое лицо без морщин. Он неуклюж, дышит порою с трудом, как астматик. Одежда — изысканная, но уже поношенная. На нем белые штаны до колен с бантами, белая рубаха с широкими рукавами, белые туфли с пряжками. Грудь и манжеты — в кружевах.
Жан-Поль Марат,
сорока девяти лет, страдает болезнью кожи. Оп закутан в белую простыню, на лбу — белая повязка.
Симона Эврар,
подруга Марата, неопределенного возраста. Исполнительница этой роли одета в больничный халат с фартуком, голова повязана платком. Движении ее странны и судорожны. Когда ей нечем заняться, она то и дело вынимает платок и при каждом удобном случаи меняет Марату повязку.
Шарлотта Корде,
двадцати четырех лет. Одета в тонкую белую сорочку времен Директории. Грудь открыта, но поверх сорочки накинут легкий белый платок. Когда она появляется на сцене, на нее надевают шляпу с лентами. Постоянно находится под наблюдением двух медицинских сестер, которые ее поддерживают, причесывают и поправляют па ней платье. Движется, как сомнамбула.
Дюпре,
депутат-жирондист. Исполнитель, этой роли носит жилет поверх больничной рубахи. Он в узких, облегающих штанах, в которых ходили молодые щеголи времен Директории. Помещенный в лечебницу как эротоман, он при каждом удобном случае использует роль любовника Шарлотты Корде к своей выгоде.
Жак Ру,
бывший священник, радикальный социалист. Одет в белого цвета смирительную рубаху со связанными рукавами, поверх которой накинуто нечто вроде монашеской рясы. На сцене он появляется только в таком одеянии.
Четверо певцов:
«Медведь» – бас,
«Козел»—баритон,
«Петух»—тенор,
«Соловей»—сопрано,
представители четвертого сословия. Их больничные одежды украшены деталями шутовского костюма. Носят фригийские колпаки, а Соловей — женщина, обвязанная трехцветной повязкой, с саблей, изображает Марианну. Они поют и участвуют в пантомиме.
Пациенты,
второстепенные персонажи: певческие голоса, мимы и хор. По ходу действия они выступают либо в больничной одежде, либо в примитивных костюмах. Те. которые не участвуют в действии, должны делать вид, что репетируют, как бы готовясь к выступлению. Одни повторяют одинаковые движения, кружатся, прыгают, что-то бормочут, причитают, разражаются беспричинным смехом и криками или на все время представления застывают в прострации. Другие безвольно позволяют передвигать себя из стороны в сторону. Есть среди них несколько таких, кто внимательно следит за развитием действия, напоминая нам о том, что в Шарантоне содержались не только душевнобольные, но и люди, которые были неугодны наполеоновскому режиму из политических соображений.
Глашатай,
поверх больничного халата носит костюм арлекина. Весь, он
обвешан инструментами, которые по мере необходимости создают шум. В руке у него посох, украшенный бантами.
Пятеро музыкантов,
пациенты клиники. Они играют на гармонике, лютне, флейте, трубе и барабане.
Санитары,
в форме, с длинными белыми фартуками, что делает их похожими на мясников. В карманы фартуков засунуты дубинки.
Сестры,
в длинных белых фартуках. Воротники накрахмалены, крылья чепцов торчат далеко в стороны. Ходят с четками, играют сестер мужчины атлетического телосложения.
Кульмье,
директор лечебницы, в элегантном костюме, пальто и цилиндре. Носит пенсне и трость. Охотно становится в позу Наполеона.
Жена и дочь Кульмье,
Одеты изысканно, их одежда представляет собой сочетание лилового и жемчужно-серого тонов, искрящихся драгоценностями.
АКТ ПЕРВЫЙ
За сценой — удары больничного колокола.
1. Общий выход
Сцена представляет собой водолечебницу в Шарантоне, со всеми необходимыми атрибутами. Расставлены скамьи для актеров, сестер и санитаров. Впереди стоит ванна Марата, поперек которой положена доска для письма. Справа находится стул для де Сада. Трибуна для Кульмье и семейства тоже должна находиться справа. Постоянное место музыкантов — на сцене.
Д е С а д занят последними приготовлениями к выходу актеров.
С а н и т а р ы завершают обычную процедуру для купания и массажа.
На заднем плане, на возвышении, сидят и лежат п а ц и е н т ы.
Де Сад дает знак, и через заднюю боковую дверь справа входят а к т е р ы, предводительствуемые К у л ь м ь е с с е м е й с т в о м и сопровождаемые санитарами.
Пациенты поднимаются со своих мест. Процессия торжественно движется к рампе.
Звонит больничный колокол.
М а р а т а, закутанного в белую простыню и сопровождаемого С и м о н о й, подводят к ванне.
Д в е с е с т р ы подводят съежившуюся Корде к скамейке.
Д ю п р е, Ж а к Р у и ч е т в е р о п е в ц о в выстраиваются, в то время как Кульмье приближается к игровому кругу.
Г л а ш а т а й стоит в центре сцены.
Де Сад — рядом со своим стулом.
Колокол смолкает.
2. Пролог
К у л ь м ь е
Почтенные зрители нашего театра!
В качестве главного психиатра
я от души вас приветствовать рад.
Присутствующий здесь господин де Сад
оказал нам честь, сочинив для нас пьесу,
способствующую нравственному прогрессу
и исцелению наших больных:
то есть пытается вызвать у них
посредством сценического искусства
необходимые мысли и чувства.
Итак, начинаем… Но просим при том
помнить, что здесь — сумасшедший дом
и перед вами — скорей дилетанты,
нежели признанные таланты…
Мы, будучи передовыми людьми,
хотим не сажаньем на цепь, не плетьми,
как это делалось в средневековье,
душевное им возвратить здоровье,
а в духе гуманности нашего века
и Декларации прав человека
попробуем с помощью развлеченья
немного поднять эффективность леченья.
Общий смех.
Надеемся, зрители нас простят
за то, что наш друг — господин де Сад
осуществил свою постановку,
используя местную обстановку:
предбанник и зал госпитальной бани,
поскольку, именно сидя в ванне,
Жан-Поль Марат, герой нашей драмы,
погиб от кинжала известной дамы,
заколот Шарлоттой Корде — жирондисткой,
здесь представляемой нашей артисткой.
3. Расстановка актеров
Глашатай ударом посоха об пол дает знак оркестру. Торжественная увертюра. Кульмье вместе с семьей направляется к трибуне. Де Сад идет к своему стулу. Марата сажают в ванну. Симона накладывает ему на голову повязку и завертывает его в простыню. Сестры поправляют наряд Шарлотты Корде. Вся труппа принимает героические позы. Первая
немая сцена. Музыка смолкает.
4. Представление актеров
Г л а ш а т а й
(трижды ударяет посохом об пол)
Этот, в ванне до самых плеч,
и есть тот Марат, о котором речь.
(Указывает на него посохом.)
Он бледен. От щек отхлынула краска.
На голове у него — повязка.
(Указывает посохом.)
Скоро стукнет ему пятьдесят,
и весь он в прыщах — с головы до пят.
(Указывает посохом.)
Тело зудит. Шевельнуться не может.
Думает: ванна ему поможет.
(Касается посохом ванны.)
Видно, слегка поутихла боль…
Марат берет перо и что-то пишет.
Пациент, исполняющий эту роль,
годится для исторических хроник,
и хотя он, как говорится, хроник,
мы верим в успешность новейших мер —
в водолечение, например,
и к результатам придем превосходным,
подвергнув его процедурам водным.
(Указывает посохом на Симону, которая,
неуклюже склонившись над Маратом,
меняет ему повязку.)
А эта вот дама, стоящая рядом
(сейчас она к вам повернулась задом,
поскольку по ходу играемой пьесы
должна Марату менять компрессы,
чтоб остудить лихорадки жар),
не Шарлотта Корде, а Симона Эврар —
сожительница гражданина Марата,