-
Рекомендуем - "ПОМПИНИЯ" или "Дверь в потолке" или
Король: Я приказывал своему скульптору ваять статую каждого из них после казни, чтоб мне не было одиноко. Тут только одной статуи нет – самого скульптора, потому что когда я казнил его, некому было сделать статую. Его я специально казнил последним.
Певец: А можно, я посмотрю на них?
Король делает милостиво разрешающий жест, продолжая завтрак, и Певец начинает прохаживаться между скульптур. Он останавливается перед статуей молодой девушки в длинной мантии с венцом на величавой голове. Это та самая Красавица, над чьим мёртвым телом плясал Скоморох.
Певец: Государь, кто была эта девушка?
Король: Ничего интересного… так… лучше взгляни вон на того генерала. Я казнил его почти последним, когда отпала необходимость в армии, потому что некому стало бунтовать.
Певец: Но всё-таки, государь…
Король: Да что в ней особенного? Ну, женой она была моей первой… первой и придал я её смерти.
Певец: А за что? Простите, что я так любопытствую…
Король: Да, ты очень любопытен, ты даже слишком любопытен, мужлан.
Король резко отодвигает от себя посуду.
Певец: Государь, я позволю себе возразить…
Король поднимается со стула.
Король: Но я тебе не позволяю! Знай своё место, холоп!
Певец: Простите, но я Вам не холоп. Я – свободный человек. Захочу – и уйду.
Король: Ну, какой ты вспыльчивый, право… Молчи, пока тебя не спросили, и всё будет хорошо.
4
Тот же Зал со статуями. Певец сидит у ног статуи Красавицы и обнимает её колени.
Певец: Сегодня я уйду. Я не могу больше тут. Тут все, как больные… мне только тебя жаль здесь оставлять. По-настоящему жаль. Если б ты была живой девушкой, я бы позвал тебя с собой. А если б ты отказалась, я бы украл тебя. Я знаю, ты бы пошла со мной, верно? Я хочу уйти сейчас, рано утром, когда Король ещё спит. Я боюсь, он не отпустит меня, если увидит, как я ухожу. Прощай. Когда-нибудь я сочиню песню о тебе. Я так и не узнал, кто из них убил тебя. Но это, наверное, даже к лучшему. Вот опять! Я уже в сотый раз, наверное, хочу уйти и не могу.
Входит Король, мрачно смотрит на Певца.
Певец: Но мне, правда, пора. Прости, но я ухожу. Я всегда буду помнить тебя. Прощай.
Король: Вот оно что! Твой государь ничего не значит для тебя! Мёртвая глыба мрамора тебе дороже его! Прекрасно! И что ты всё вертишься подле этой куклы? Тебя что, живые женщины не любят? Я запрещаю тебе к ней прикасаться! Или ты хочешь помучить меня тем, что я убил её? Так знай же, я нисколько об этом не жалею.
Певец: Я и не думал Вас укорять, просто она такая красивая…
Король: Ладно, хватит. Значит, ты так и не передумал уходить?
Певец: Нет, государь.
Король: Но почему? Ты странствуешь, чтоб заработать, но я же предлагал тебе такое богатство, которого нет ни у одного другого певца. Может, ты хочешь власти? – я сделаю тебя первым министром и своим тайным советником. Чего же ещё тебе надо?
Певец: Зачем мне богатство, если его здесь не на что тратить? И власти я не хочу ни над кем, кроме себя.
Король: Останься, это приказ…
Певец: Но я Вам не подданный.
Король: Это просьба, исполни мою просьбу, если не хочешь приказ.
Певец: Я бы с радостью остался у Вас, но это место…
Король: Скажи прямо – ты боишься меня.
Певец: Нет, о Король. Я не сделал Вам ничего такого, чтоб бояться Вас. Просто я хочу уйти.
Король: Если б я не был королём, я б ушёл с тобой.
Певец: А что вам мешает?
Король: Я не могу. Я ответственен за своё государство.
Певец: Но у Вас всего два подданных, которые в Вас не нуждаются.
Король: Государство заключается не только в подданных.
Певец: А в чём ещё?
Король: Послушай, зачем ты пришёл в мой замок?
Певец: Я видел убитую девушку в горах. У Вас есть статуя, та, в мантии и венце, она так на неё похожа.
Король: Так ты хочешь узнать о ней? Если я расскажу, ты останешься?
Певец: Я задержусь немножко, может быть.
Король: Ну, хорошо, я расскажу. Я тогда ещё не был королём. Я был рыцарем, а она – моей дамой. Но она была столь прекрасна, что я считал себя недостойным жениться на ней. Я думал, что имел бы право, если б я стал королём, только тогда. Но где взять войско, чтоб захватить престол? И я решил основать новое государство. Я странствовал по свету и нашёл эти горы. Тут совсем никто не жил. Я вернулся за ней, мы взяли с собой много друзей и слуг и стали жить здесь. Я стал королём, а она – моей королевой. Но я был весь в делах – вполне естественно для короля, не так ли? А ей было скучно. Здесь слишком дико и бесплодно, а она была утончённой дамой. К тому же она слишком много читала.
Певец : Она изменила Вам?
Король: Как ты смел подумать такое! Она была достойной супругой, но она всё время лезла в мои дела и советовала глупости, и эти глупости нравились моим министрам. И потом мне донесли, что её хотят возвести на престол, а меня убить.
Певец: А она? Неужели и она хотела этого?
Король: Я допрашивал её, но она клялась, что это неправда. Я ей не поверил. В тот день мой меч впервые обагрился кровью с тех пор, как я стал королём. Теперь ты видишь – я жил в постоянной опасности. Но я боялся не за себя, а лишь за судьбу моего государства.
Певец: Но почему её даже не похоронили, почему её тело лежит в горах?
Король: Это неведомо мне. Она должна была покоиться в королевском склепе. Я выстроил его специально для неё. Может, этот безумец, Скоморох, украл её тело?
Певец: А если она была невиновна?
Король: Как ты можешь сомневаться в справедливости моего суда? Она была виновна, была, была! И вообще, какая разница? Это было давно, всё прошло, ничего не изменишь.
Певец: Лучше б вы остались рыцарем, государь… простите, я опять забыл промолчать.
Король: Ты постоянно грубишь мне. Ты невыносим. Ты даже не дворянин, а позволяешь себе такие вольности! Ты – мужлан, ты ничего не смыслишь в хорошем тоне.
Певец: Послушайте, о Король! простите, но Вы всё время обвиняете меня в том, в чём я вовсе неповинен. Я уже устал от этого. Король, Если я Вам мешаю, я уйду. Зачем же Вы держите меня, раз я Вам неприятен?
Король: Ладно, хватит. Так ты решил уйти… слушай, к чему такая срочность? Ладно, хорошо, я не буду спорить… знаешь, как странно, ты гостишь у меня… сколько ты гостишь у меня? Неважно. Ты гостишь у меня, и ни разу не спел мне ничего. Спой что-нибудь.
Певец: Хорошо, Я спою Вам свою любимую песню.
Певец поёт, аккомпанируя себе на арфе:
Под крики лебединых стай,
Под детский лепет журавлей,
По небу с солнцем и луной
И по суровости камней,
По тонким венам резанув,
Чтоб подарить хоть часть души,
И алою струёй залить
Людей жиреющий покой,
По лезвию, и не свернуть,
По краешку меж тьмой и тьмой,
По огоньку святой свечи,
Любовью разрезая грудь,
Златою вязью светлых рун
Расписывая небеса,
И жизнь других, и жизнь свою,
И до конца, и до конца…
Певец закончил петь, он взволнован и внимательно смотрит на Короля, желая понять его реакцию.
Король: Ты невыносим. Ты бесишь меня! Тоже нашёлся великий судия, справедливый и беспощадный!
Певец: Что Вы, о чём Вы?
Король: «Разрезая грудь» или как там ты пел?.. Я знаю, ты намекаешь на то, как я ударил её мечом в грудь… ни минуты не проходит, чтоб ты не напомнил мне об этом.
Певец: Но, Государь, эта песня вовсе не о Вас, она называется «Певец».
Король: Не лги мне! Я-то знаю, чего ты добиваешься. Ты слишком много возомнил о себе, мужлан! Кто дал тебе право упрекать меня в том, что я нашёл нужным сделать? Нет у тебя такого права, ни у кого нет такого права! Почему твоя глупая арфа так бренчит? Ты колдун? Почему твоя песня такая непонятная, почему я от неё…
Голос короля вздрагивает, он отворачивается и вытирает глаза. Неожиданно он приходит в ярость и выхватывает меч.
Певец: Что Вы… не надо! Что Вы делаете?!
Король замахивается мечом над арфой Певца.
Король: Это ужасная вещь, бесполезная вещь… колдовская штука.