-
Рекомендуем - "Выбор" или
Скупень. Истинно так.
Петрика. Больше поработал — людям польза, больше заработал — тебе полегчает. Кругом шестнадцать.
Скупень. Сознание у вас на высоком уровне, пан Петрика.
Петрика. Сознание — да. Если бы еще к тому и звание. Все
23
больше, знаете, из практики берешь. Как-никак, сорок лет на производстве, а? Ну, не буду время отнимать.
С к у п е н ь. Подождите, пан Петрика… Вот вы сказали: у вас теоретическая подготовка хромает. Кто-нибудь, значит, помогает вам? Взять, скажем, последний случай. Все эти чертежи, расчеты, должно быть, директор Зелинский проверял? Не так ли?
Петрика. Ну, откуда у него время на такие вещи? Он занят, он же директор, а?
С к у п е н ь. Ах, он и не проверял? Так и пустил в производство?
Петрика. Выходит, что так.
Скупень. Гм…
Петрика. Я пошел, до свиданья, гражданин.
Скупень. До свиданья, пан Петрика. Спасибо за беседу. Петрика уходит, вбегает Дорота.
Д о р о т а. Насилу дождалась. Последние минуты у нас отнимают.
Скупень. Не беспокойтесь. Я успею собраться.
Д о р о т а. Страшно подумать, какой вид будет у этого дома, когда вы покинете его. Пустой дом… Пустая жизнь… Даже хуже, чем было.
Скупень. Потерпите немного, пани Дорота. Стах скоро разгрузится и…
Дорота. Скажите мне: я могу еще нравиться? Ведь вы в этом разбираетесь.
Скупень (захваченный врасплох). Да, конечно… Вы, пани Дорота, очень привлекательная женщина. Столько обаяния…
Дорота. Рот у меня большой, я знаю. Зато выразительный. И ноги недурны, не знаю, обратили ли вы внимание?
Скупень. Разумеется, разумеется…
Дорота. Значит, вы считаете, что я могу нравиться?
Скупень. Безусловно.
Дорота. Тогда объясните на милость, кому я должна нравиться в Дембновце? Пану инспектору из Радома или, может быть, старику Менгожевскому?
Скупень. Мне кажется, что мужчина, которому досталась такая жена, — счастливейший из смертных.
Дорота. Ах, оставьте. Лучше скажите: вам я нравлюсь, вам? Говорите! Только без уверток.
Скупень (мнется). Мне?.. Я?..
Дорота. Нет-нет! Не говорите — не надо! Наш союз должен быть совсем, совсем иным… Знаете, я подумала над вашим предложением писать совместно. О, это будет чудесно!
Скупень. Мое предложение?
Дорота. Я уже точно знаю, какой должна быть ваша пьеса. Хотите послушать?
Скупень (с невольным облегчением). Да-да… охотно.
Дорота. Вы помните тот завод, о котором я вам говорила, и того директора?
Скупень. Помню.
Дорота. И жену того директора?
Скупень. Иоланту?
Дорота. Пусть лучше Дороту.
Скупень. Пусть.
Дорота. Я все, все обдумала. В город приезжает известный писатель, школьный товарищ того директора. Весьма представительный… и милый!
Скупень. М-да…
24
Дорога. Бабник.
Скупень. Э, нет.
Д о р о т а. Обязательно — иначе действие не сдвинется с места.
Скупень (кротко). Пусть.
Д о р о т а. Он собирается писать пьесу о заводе. Тут надо будет немного показать производство, чтобы было созвучно. Видите, я обо всем подумала.
Скупень. Да.
Д о р о т а. Конечно, созвучно. Но важно, чтоб и не скучно. Нужна любовь. Лю-бовь! А дальше развивается так. Этот писатель влюбляется в эту Дороту. Как сумасшедший! Безумствует! Но скрывает,— бедняжка, сколько ему это стоит!— увы, она жена товарища. Здорово?
Скупень. Здорово!
Дорота. Самое интересное, что и она к нему неравнодушна. Да-да! Они духовно тянутся друг к другу, ведут бесконечные дискуссии об искусстве и так далее. А муж, этот директор, все продолжает копаться; на своем заводе. Понятно?
Скупень. Понятно.
Дорота. Затем возникают всевозможные осложнения, ходы и переходы — с этим вы сами справитесь, как профессионал… И, наконец, развязка, — догадываетесь, какая?
Скупень. Не догадываюсь.
Дорота (торжественно). Он увозит ее с собой в Варшаву! Эпилог — Варшава, Старый город, они счастливы, в окна видны высотный дом и голуби…
Скупень. Фантазия же у вас!
Дорота (обрадованно). Вам нравится? Говорят, что искусство должно следовать за жизнью, а вот я считаю, что искусство должно опережать жизнь, а? Я даже где-то об этом читала. Что вы об этом думаете?
Скупень. По правде, даже не знаю, что об этом думать.
Дорота. Вот это —• правда. Не будем думать, зачем?.. Не надо думать — надо чувствовать!.. Вы-то понимаете. Вы не такой, вы иной, вы совсем, совсем другой… Да-да, надо закрыть глаза — вот так! — и отдаться волне…
Скупень (в замешательстве). Пани Дорота…
Дорота. Как хорошо вы сказали: «Пани Дорота»! Мне никогда не нравилось мое имя, и вдруг сейчас я полюбила его. «Пани Дорота»! А как тонко вы уловили: не надо думать — надо чувствовать. О, вы… вы — поэт! Да-да, будем чувствовать! Сильно, сильно… Вот так… (Прижимается к нему.)
Скупень (в отчаянии). Пани Дорота…
Дорота. Пан Юлиан… Юлиан! (Поцелуй.) Юлик… (Взглянула в окно.) Ой, там кто-то стоит! (Убегает.)
Скупень (подошел к окну). Чижик! Вы что тут делаете?
Чижик (показавшись в окне). А что мне делать? Прогуливаюсь.
Скупень. Именно здесь. И именно в этот момент.
Чижик. Я не знал, что именно так получится.
Скупень. Пожалуй. Мне нужно с вами объясниться, да и вам не мешает объясниться. Залезайте сюда. Не будем же мы, черт возьми, объясняться через окно. Ну, залезайте же!
Чижик. Можно залезть, отчего не залезть? (Перелезает через подоконник.)
Скупень. А теперь поговорим, как т ужчина с мужчиной. То, что вы видели, — вы не видели, понимаете? Мы репетировали с пани Доро-
25
той сценку из пьесы. Из плохой, затасканной пьесы, которая никогда не будет написана. Пьесы не будет, и сценки не было. Понимаете?
Чижик. Чего тут не понимать? Понимаю.
Скупень. А теперь расскажите, что это за прогулки под моим окном.
Чижик. Стоит ли рассказывать?
Скупень. В чем дело, я хочу знать. Не шпионите же вы, черт вас дери, за мной? Директор далеко не в восторге от вас, однако…
Чижик. Могу и рассказать — почему не рассказать?
Скупень. Ну-с!
Чижик. Дежурство.
Скупень. Что?
Чижик. Я говорю: дежурство!
Скупень. Какое дежурство?
Чижи к. Рассказать?
Скупень. Рассказывайте, о господи!
Чижик. Сразу не расскажешь. Надо по порядку. Словом, когда по заводу разнесся слух насчет рационализации, пошли разговоры.
Скупень. Какие?
Чижик. Всякие. У одних —• одни, у других — другие.
Скупень. Довольны?
Чижик. Как сказать…
Скупень. Против?
Чижик. Зачем против. Ждут.
Скупень. Ага…
Чижик. Нашлись, конечно, недовольные. Сыга, Бердиковский. Шпана! Боятся, что повысят нормы. Несознательный элемент.
Скупень Ну?
Чижик. А тут еще Петрика хвастал, что, мол, товарищ писатель поддерживает рационализацию.
Скупень. И что?
Ч и ж и к. А то, что они грозятся…
Скупень Как?..
Чижик. Грозятся, что товарищу писателю морду набьют.
Скупень. Морду набьют?
Чижик. Почему не набить? Набьют.
Скупень. Что это, в самом деле? Как это называется?
Чижик. Классовая борьба.
Скупень. Спасибо за такую борьбу.
Чижик (с легким сарказмом). Классовая борьба, как вам известно из политграмоты, принимает разные формы. Мордобитие тоже форма. Своеобразная. Пока товарищ писатель только писал, он опасался преимущественно критиков, а вот когда он активизировался…
Скупень (расстроенный). Ой! Говорите, морду набьют?
Чижик. Свободное дело.
Скупень. Чудная перспектива, нечего сказать.
Чижик. Чудная-не чудная — не все ли равно?
Скупень. Мне лично не все равно.
Чижик. Как оно там получится с рационализацией, бабушка надвое сказала. Но это еще не резон, чтоб какие-то типы уродовали нам литературу. Ну, ребята собрались и проголосовали, чтоб товарища писателя на всякий случай взять под присмотр. До пяти дежурил Кравчи-ковский, сейчас я, с семи — Матяшек.
Скупень. Вот как! Ну, спасибо…
Чижик. Не за что. Мы же по общественной линии…
‘Ж
С к у п е н ь. Нет-нет, очень благодарен. А насчет того, получится кли не получится рационализация, — хотелось бы мне услышать ваше мнение.
Зелинский (вбегает). С трудом вырвался. Заканчиваем монтаж. (Чижику.) Вы что здесь делаете?
Чижик. А что мне делать? Разговариваю.
Зелинский (Скупеню). Ты уложился?
С к у п е н ь. Мне недолго.