-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "ЗА РУЛЁМ" или
МАРТА. Он часто говорит – если хочешь бороться, будь готова ко всему… А я его спровоцировала и не была готова… впрочем, в словесном поединке его победить невозможно. Ты же сама знаешь…
ЮЛИЯ. И что с того? Разве это значит, что можно топтать других?
МАРТА. Не преувеличивай… Просто Якуб для нас слишком умен, может, и слишком силен, и порой забывает об этом. Несколько лет назад я думала, что ты слегка в него влюблена… Ревновала даже к вашим спорам…
Тарелку, которая у Марты в руке, она пытается поставить на полку, но тарелка падает, разбиваясь с драматически громким звуком.
СЦЕНА 2
Якуб и Теодор сидят рядом на первых ступенях лестницы, ведущей из прихожей наверх. На Якубе, как и на Марте и Юлии, дорогой элегантный костюм, который обычно надевают для приема гостей. Теодор одет весьма буднично. Якуб со стаканом в руке опирается спиной о перила, Теодор курит сигарету, стряхивая пепел в пепельницу, стоящую одной ступенькой ниже. Из кухни доносится шум льющейся воды и приглушенные, неразборчивые женские голоса.
ТЕОДОР. Ты не находишь, что время – это величайший волшебник на свете? Помнишь, как мы поднялись на Заврат1 и ты подвернул ногу точно в тот момент, когда повалил град. Как думаешь, когда это было?..
ЯКУБ. Позавчера…
ТЕОДОР. А дату помнишь?
ЯКУБ. Декабрь, шестьдесят девятый. Первый курс…
ТЕОДОР. А точнее…
ЯКУБ. Двадцать шестое. Второй день Рождества.
ТЕОДОР. Ужасно, да?.. Который час?
ЯКУБ. Четверть третьего.
ТЕОДОР. Кто была та рыжая, с которой пришел Кароль?
ЯКУБ. …Какая-то Дорота… или Данка…
ТЕОДОР. Красивая… но все равно через месяц он ее сменит на брюнетку… Пойду вызову такси.
Встает и выходит в гостиную, через тридцать секунд возвращается и снова садится на ступенях рядом с Якубом.
Юлия в бешенстве от тебя. Я слышал как в кухне она доказывала Марте, что ты скотина. Неужели ты не мог простить ей того Бергмана?
ЯКУБ. Таковы женщины. Несут всякий вздор, а когда заметишь, что они не правы, обижаются на тебя и считают хамом… даже такая занюханная феминистка.
ТЕОДОР. Конечно же, ты прав… но не следовало портить весь вечер… Было весело, а после вашей стычки все чувствовали себя как на экзамене по истории кино.
ЯКУБ. Так она же и начала эту кретинский спор, а потом надулась… Глупая курица…
ТЕОДОР. Иногда лучше уступить…
ЯКУБ. Знаю, но она меня чертовски раздражает…
Со стороны кухни доносится звук разбитого стекла. Оба смотрят в ту сторону, не двигаясь с места.
Она помогает Марте мыть посуду.
ТЕОДОР. Они действительно так любят друг друга?
ЯКУБ. …Кто может знать? Наверно, они и сами этого не знают…
За окно слышен сигнал автомобиля.
ТЕОДОР. Мое такси. Спрошу Юлию, может, захочет присоединиться.
ЯКУБ. Она на машине. Потому и не пила. Ты не заметил, что предметы иногда управляют феминистками?
ТЕОДОР. Ложись спать, а то ты уже философствуешь. Пока.
ЯКУБ. Пока.
Теодор надевает пальто и уходит. Якуб еще недолго сидит, потом встает и, пройдя через гостиную, входит в кухню.
СЦЕНА 3
В кухне.
ЯКУБ. Какие козни строите, девушки?
Марта улыбается, Юлия смотрит на Якуба с нескрываемым презрением.
ЮЛИЯ. Вот пытаюсь убедить твою жену, что временами ты ведешь себя как свинья!..
Якуб смотрит на Юлию взглядом охотника на тигров.
ЯКУБ. Хряк…
ЮЛИЯ. Как, как?..
ЯКУБ. Я не могу быть свиньей, дорогая Юлия, поскольку у меня есть пенис, в чем ты однажды весьма желала убедиться. Зато у меня нет матки, которая, сознавая свою бесплодность, начинает высасывать мозг – как в твоем случае. То есть – я не свинья, а хряк. И как истинный хряк заявляю тебе: проваливай из моего дома, потому что я уже не могу смотреть на твою феминистскую, размалеванную физиономию.
Юлия, не глядя на Марту, выбегает из кухни, обойдя Якуба, в прихожей хватает с вешалки пальто. Уходит, хлопая дверью. Якуб и Марта остаются одни в кухне, заставленной грязной посудой.
МАРТА. Зачем ты это сказал?
ЯКУБ. Потому что не люблю ее. К тому же я пьян и устал. Домывай посуду… Я выйду пройтись с Кактусом.
Якуб выходит. В момент, когда доносится звук открываемой входной двери, Марта произносит тише и осторожнее, чем хотела бы.
МАРТА. Якуб…
Якуб входит в кухню, застегивая пальто, в руке у него поводок. Со стороны прихожей слышится повизгивание большой собаки.
Она моя приятельница…
Якуб подходит к Марте, в момент, когда он ее обнимает, ему кажется, что Марта я благодарностью прячется в его объятиях.
ЯКУБ. Извини. Когда вернусь, затоплю камин, а потом ляжем, о-кей?.
Прижимаясь к нему, Марта утвердительно кивает, Якуб целует ее в щеку и уходит. Марта моет посуду.
Затемнение.
СЦЕНА 4
Секунд 10-15 совершенно тихо и темно. Потом раздаются шаги и кто-то включает свет. На пороге кухни стоит Якуб. Он бос, волосы мокрые. Большое полотенце, которым он обернут по талии, красного цвета, другое полотенце, меньшего размера, висящее на его плечах, желтое. Якуб включает маленький радиоприемник, стоящий на подоконнике. Звучит тихая музыка, диктор сообщает дату, время (шесть часов утра), затем читает новости. Тем временем Якуб наливает воду в электрический чайник, включает его и, вытирая меньшим полотенцем волосы, выходит из кухни. Возвращается в брюках, неся на плечиках рубашку, пиджак и галстук. В другой руке держит новые, упакованные в целлофан, носки. Костюм вешает на стул, носки бросает на пол около стола. Насыпает в кружку кофе и заливает его кипятком. Снова выходит из кухни. Через 30 секунд возвращается, волосы гладко зачесаны назад, в кожу лица и шеи он втирает лосьон.
Якуб бросает в кофе кусочек сахара, открывает холодильник, достает минеральную воду и отпивает несколько глотков прямо из бутылки. Закрывает бутылку и ставит в холодильник.
Открывает окно, глубоко вдыхает утренний воздух (диктор по радио сообщает прогноз погоды). Затем поворачивается спиной к окну, садится на корточки, кладет ладони на пол, выбрасывает ноги назад и отжимается глубоко и энергично сорок раз.
Встает, ставит кружку на стол, берет лежащую на холодильнике газету и начинает читать. Когда он пьет кофе в кухню входит заспанная Марта. Она целует его в щеку, придвигает поближе стул и садится рядом, опираясь головой о его плечо.
МАРТА. Который час?
ЯКУБ. Десять минут седьмого.
МАРТА. Ты уже совсем встал?
ЯКУБ. У меня масса дел… Когда ты должна быть в редакции?
МАРТА. В одиннадцать.
ЯКУБ. Так иди в постель, у тебя еще много времени.
МАРТА. Не хочется… Я меня был странный сон. Боюсь, что он повторится…
ЯКУБ. Хочешь рассказать?
Марта кивает.
Пауза.
МАРТА (говорит тихо, продолжая прижиматься к Якубу). Я ходила по какому-то городу. Все было одного цвета… На улицах и тротуарах не было никого. Все магазины, дома и ворота были открыты. Вдруг я услышала крик. Посмотрела наверх. Высоко летали большие птицы… и это они так кричали… Они кружились, опускаясь все ниже и ниже… И становились все больше… А когда опустились совсем низко, я увидела, что это не птицы, а рыбы… Они походили на дельфинов с крыльями. Искали воду… Я пыталась им помочь. Кричала и показывала куда им нужно лететь к морю… но было слишком поздно. Они начали падать. Один за другим. И умирали на тротуарах и мостовых, не переставая кричать…
ЯКУБ. М-да…
МАРТА. Что могут означать летающие дельфины?
ЯКУБ. Разное… Хочешь, угадаю, что они кричали?
МАРТА. Попробуй, умник.
ЯКУБ. «Два яблока и кофе перед сном – это неудачная идея».
МАРТА. Иначе я не смогу сбросить вес.
ЯКУБ В таком случае те дельфины – это сбрасываемые килограммы.
МАРТА. Сомневаюсь… Слишком много их было.
ЯКУБ. А может это просто…
Из комнаты доносится телефонный звонок. Якуб встает и выходит из кухни. Возвращается с трубкой в руке, разговаривает, повернувшись спиной к Марте, глядя в окно.
Нет, я никогда не сплю позднее, чем до семи, кроме того, мы так договаривались… — Да, буду обязательно. Вас устроит, если я приеду без пятнадцати десять?.. — Хорошо, буду в двадцать один тридцать… — Не нужно… — Вы мне скажете перед эфиром. – Конечно, можете не опасаться. – До свиданья.
Нажимает кнопку на трубке и кладет ее на стол.
МАРТА. Ты уверен, что хочешь у нее выступить?