-
Рекомендуем - "Когда отмечается День театра" или "ЗА РУЛЁМ" или
Сделаем иначе. Через полчаса кто-нибудь за вами приедет… Если будет нужно, то подождет вас.
МАРТА. Я буду готова.
ИГОРЕВИЧ. Вы очень сильная женщина.
Игоревич выходит, слышно как захлопывается входная дверь. Марта сидит, на неподвижном лице широко раскрытые глаза. Из ванной выходит Якуб, он двигается как-то странно. Садится, или скорее падает в кресло. Говорит медленно, плохо владея языком.
ЯКУБ. Я все слышал… Что ты меня заставила принять?..
МАРТА. Лекарство.
ЯКУБ. Откуда оно у тебя…
МАРТА. Я его ношу в косметичке уже несколько месяцев.
ЯКУБ. Зачем?..
МАРТА. Чтобы быть нормальным главным редактором журнала, посвященного одежде и жизни богатых дебилов.
ЯКУБ. Это я… убил Шимона…
МАРТА. Нет, Якуб. Ты слишком слаб. Как капризный ребенок. Он сам убил себя… Того не желая…
ЯКУБ. Я прилягу… ненадолго…
Ложится на кушетку.
Разбуди меня, когда приедет полиция… Я должен им все… объяснить…
Засыпает в течение нескольких секунд, со стоном вдохнув в себя глоток воздуха.
Затемнение.
СЦЕНА 9
Марта сидит на краешке кушетки, смотрит на спящего Якуба, потом опускается на колени. Медленно, с некоторым удивлением рассматривает свою правую ладонь, затем прикладывает ее к щеке и виску Якуба. Не отнимая руки, начинает тихо плакать. Все еще оставаясь на коленях, прижимается грудью к Якубу. Обнимает его, крепко к нему прижимаясь. Ее спину и голову сотрясает спазматический плач. Якуб не реагирует. Это длится около тридцати секунд. Затем Марта отрывается от мужа, встает с пола и садится в кресло. Обнимает себя, сжимая правой рукой левое плечо и левой – правое, словно это единственное ее возможное убежище. Плачет еще секунд двадцать, согнувшись в собственном объятии.
Внезапно Марта выпрямляется, вытирает глаза тыльной стороной ладони, встает и идет в гардеробную. Выходит оттуда, держа в правой руке двое плечиков, на которых черные брюки и кремовый свитер, в левой руке черные туфли. Проходя мимо кресла бросает туфли на ковер и входит в ванную. Оттуда слышится шум льющейся воды, прочие соответствующие шумы. Якуб продолжает спать. Марта выходит из ванной в брюках и свитере. Почти без косметики. Волосы гладко зачесаны назад и схвачены на затылке. Садится в кресло, надевает туфли. Встает, снова входит в ванную, через мгновение выходит, застегивая часы на левой руке. Потом внимательно рассматривает маленькую голубую коробочку, которую держит в руке. Открывает ее, высыпает две таблетки на правую ладонь, после недолгого колебания бросает их обратно в коробочку, которую сует в карман. Подходит к бару, открывает его, берет бутылку и наливает в стакан большую порцию алкоголя. Стоя, быстро его выпивает. Закрывает бар, еще раз входит в ванную, оставив дверь распахнутой. Чистит зубы, затем подходит к двери и, продолжая чистить зубы, оглядывает гостиную, замечает приоткрытое окно, закрывает его. Снова входит в ванную, не переставая чистить зубы, слышно, как она полощет рот. Затем идет в прихожую. Возвращается с пальто в одной руке и сумкой в другой. Садится в кресло, достает из кармана голубую коробочку и бросает ее в сумку, которую кладет на колени. Ждет. Слышно, как подъезжает автомобиль, хлопают дверцы. Марта неподвижно сидит. Раздается звонок. Тогда Марта встает, надевает пальто, вешает сумку через плечо и решительным шагом выходит, глядя перед собой. В гостиной остается спящий Якуб, лежащий неподвижно, все в том же положении. Звонит телефон – громко и настойчиво. Якуб не двигается, лежит как мертвый. После семи пронзительных звонков – затемнение.
СЦЕНА 10
В гостиной полумрак. Якуб все еще спит, видимо, он двигался во сне, поскольку теперь лежит на спине, одна рука на животе, другая безвольно свисает. Отпирается и захлопывается входная дверь. Слышно как собака негромко скулит и потом радостно лает, в ответ раздается голос Марты
МАРТА. Кактус, маленький… Вот я и пришла… Ну все, все… Хорошо… Хочешь гулять, да?.. Сейчас я тебя выпущу… Побегаешь один… Нет сил идти с тобой…
Марта входит в гостиную, бросает пальто на кресло, включает свет, идет в ванную. В момент, когда вода начинает литься в ванну, Якуб просыпается. Садится на кушетке, осматривается с отсутствующим видом. Трет лицо руками, волосы растрепаны, висят прядями. Марты выходит из ванной и не глядя на мужа подходит к бару. Наливает большую порцию алкоголя. Стоя спиной к Якубу, обращается к нему, говоря с усилием.
Хочешь выпить?
ЯКУБ. Который час?
Марта подходит, сует ему в руку полный стакан и садится в кресло.
МАРТА. Без четверти шесть.
ЯКУБ (морща брови). Я спал десять часов?
МАРТА. Ты не спал прошлую ночь, к тому принял двойную дозу сильного лекарства. Я думала, ты не проснешься до завтрашнего утра, у тебя, я вижу, сильный организм. Послушай…
ЯКУБ. У меня кружится голова и…
МАРТА. Замолчи и слушай. Я все уладила. Все, понятно? Это Шимон сбил того ребенка. Не ты… сукин сын…
Начинает плакать, швыряет стакан в стену, Якуб смотрит на нее, раскрыв рот.
Ты понял?! Ее родителей нашли. Ей было четыре года… (Говорит, продолжая плакать.) На кузове, даже после удара о дерево, остались следы твоего наезда на нее. Наезда Шимона… Понятно?! (Одновременно плачет и кричит.) Он бросил ее в багажник… (Теперь уже кричит истерически.) …потому что был в шоке… А потом покончил с собой, разбившись!!! Так все произошло! Понимаешь?.. Так было… Только так… И так останется!!!
ЯКУБ. Марта… но ведь…
МАРТА. И если когда-нибудь ты скажешь, что было иначе… кому бы то ни было… даже во сне… я тебя убью. Убью, ты понял???!!!
Марта вскакивает с кресла и очень сильно бьет Якуба, сначала левой рукой, потом правой. Затем отступает, как бы удивленная своими действиями. Якуб абсолютно никак не реагирует. Тогда Марта разражается плачем, который, после еще трех ударов по щекам и виску Якуба, переходит в вой раненой волчицы. Она начинает его бить кулаками по голове, лицу – которое Якуб старается прикрыть руками, — по всему телу, при этом она воет, кричит и плачет. Якуб принимает удары сжавшись в клубок. Перестав его бить, Марта опускается на колени рядом с кушеткой, по ее совершенно спокойному лицу стекают крупные слезы, а дыхание глубокое и судорожное.
Ты… тряпка… Ты убил двоих детей… Одного – в течение секунды, а другого – убивал двадцать два года. А я, глядя на его тело… и на родителей девочки… сказала: он всегда ездил как угорелый… когда был пьян… До чего же мы дошли… Нравственный маяк народа… и главный редактор глянцевого таблоида… И так все останется… или я тебя убью… а потом себя…
В ее голосе нет ни истерии, ни экзальтации, или преувеличения – есть только сгусток мрачной правды. И он это знает. Марта встает, странным, мягким жестом кладет ладонь на щеку Якуба, все еще стоящего в защитной позе, словно собирается его приласкать. Потом отступает, безвольно опускает руки вдоль туловища и, стоя рядом с кушеткой, продолжает.
Я ничего не понимаю… но… кажется… я все же тебя люблю…
Выходит из гостиной. Слышны ее шаги по лестнице, когда она поднимается наверх. Якуб остается один. Он сидит на кушетке, секунд двадцать зритель видит его неподвижную спину и затылок.
Затемнение.
СЦЕНА 11
Квартира Теодора на седьмом этаже стандартного жилого дома. Шесть недель назад, узнав о гибели Шимона и трупе, найденном в багажнике, он разговаривал с Мартой и за полминуты понял, что она рассказывает неправду. Но до истины докапываться не стал, зная, что она сама обнаружится. Теодор занят своими будничными холостяцкими дела. Звучит хриплый сигнал домофона. Теодор подходит к нему, выйдя из туалета и застегивая брюки. Поздний вечер.
ТЕОДОР. Слушаю… Разумеется… Я как раз завариваю кофе, тебе тоже заварить?.. Хорошо, я помню… Лифт работает от второго этажа… Как хочешь, желаю тебе приятно взбираться по лестнице…
Отходит от домофона, быстро моет руки, ставит чайник на газ, идет в комнату, садится в обтрепанное кресло рядом с облезлым диваном и, ковыряя ногтем в зубах, ожидает Марту. Раздается стук в дверь, звонок в квартире Теодора испортился три года назад.
Входи, Марта, открыто. (Говорит, не вставая с кресла.) Снимай пальто и входи, я в комнате.